Технолог на творческой волне

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Когда живёшь в одном городе с самого рождения, то рано или поздно память начинает «копить» живущих в нём людей. Иногда смотришь на человека и мучительно вспоминаешь: откуда я его знаю, как его зовут, где виделись? Именно так вышло у нас с Валерием Назаровым. Долго не могли понять, где и когда вделись. Наконец выяснили: мы оба когда-то работали на ЖБИ. Особо близко знакомы не были, но видели друг друга не раз и, наверное, даже кивали друг другу при встрече.

 

Трудовая биография

Так вот оказалось, что мы с Валерием оказались коллегами: технологами производства строительных конструкций, правда я проработала там не так много, и занималась новым, только что построенным цехом – цехом закладных деталей. А Валерий следил за соблюдением технологии в цехе колонн и балок.

Предприятие, вернее его цеха и сейчас стоят на месте. Оно впечатляло своим размахом – железнодорожная ветка, по которой привозили песок, щебень, цемент и металл. А обратно через железнодорожный, ныне закрытый переезд, в города Подмосковья везли плиты покрытий и перекрытий для гражданского строительства, плиты для автодорог и аэродромов. Для промышленного строительства цехов везли массивные колонны, ригели, массивные балки. Ничего этого теперь у нас нет. Плиты делают на других предприятиях, по другой технологии возводят промобъекты. Хорошо это или плохо – трудно сказать, здесь как и везде есть свои плюсы и минусы.

У каждого своя судьба, формирующаяся на подготовленном предыдущими поколениями фундаменте. Отец Валерия, Николай Иванович, – один из так называемых 25-тысячников, по «призыву партии» был направлен председателем колхоза «Путь Ильича» в Давыдково. Работал начальником КПП, заместителем управляющего трестом «Мособлстрой-2». Никакой работы не боялся. Потому и сын такой же вырос. До сих пор продолжает жить под девизом «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Отец, будучи примером для сына, сформировал его характер. Глядя на интеллигентного, добродушного, худенького, небольшого роста мужчину и не увидишь сразу его цельного характера. А в жизни всё сложилось.

После школы Валерий ушёл в армию, служил в Германии. Незадолго до окончания трёхгодичной службы получил травму и его отправили домой чуть раньше. Поступил в институт, окончил его и стал строителем-технологом, работал на ТЭЦ, потом в СМУ, которое тогда застраивало Третий микрорайон. «Мои дома» – говорит Валерий.

В строительной отрасли тогда работать было нелегко. Лозунг «План любой ценой» и выпивающая строительная братия. И давление парторга предприятия, в чём собственно и состояла его основная функция – план любой ценой. Такая установка предполагала в том числе и нарушение технологии строительства. Валерий всеми силами боролся с этими нарушениями. Но мог он очень немного, что не давало покоя. Да, так было, лучше ли сейчас? Но всё-таки, нисколько не жалеет о выбранном пути, считает, что достойно прожил свою жизнь. Более того, ему «жить нравилось», и сейчас, анализируя свои более чем 80 прожитых лет, он считает себя человеком счастливым.

Потом его переманили на ЖБИ, где он проработал более 10 лет, потом был комбинат «Химволокно».

 

Творчество нас связало

Ну а сейчас? Сейчас он обихаживает свой дачный участок в Шипулине, помогает растить уже правнуков, а их у него трое и все мальчики и… ещё поёт в ветеранском хоре и сольно. Музыка прошла через всю его жизнь. В доме ветеранов его хорошо знают. Откуда такой талант?

– От мамы Марии Ивановны – она всегда хорошо пела, хоть нигде и не училась. Я помню её в составе коллектива на какой-то сцене, тогда много выступали, самодеятельность была везде, у них ещё были белые береты.

Он и свою жену Светлану нашёл так сказать на творческой волне. Помните песню «Отчего, отчего, отчего гармонь поет? Оттого, что кто-то любит гармониста»? Вот её и пела тогда Светлана. А он любил (и до сих пор любит) песню «Главное ребята, сердцем не стареть». Очень актуально. Они тогда ездили по сёлам с агитбригадой, вместе пели в хоре «Малиновый звон». Вот такая романтика. Так и поют до сих пор. Правда, жена поёт меньше – кроме женских домашних дел, ещё и правнуки требуют внимания. А он продолжает свою творческую деятельность.

 

Детские воспоминания

Я попросила Валерия поделиться своими самыми яркими впечатлениями из детства.

– Самое яркое? Хорошо помню 1954 год. Первомайский сквер. Массовые гуляния – праздник 300-летия воссоединения Украины с Россией. Это когда Хрущев отдал Украине Крым. Море людей – пройти невозможно, и всеобщее ликование, салют. Пели песни – русские и украинские, но более всего врезалось в память, что украинцы – наши братья. Всю свою жизнь мы так и прожили с пониманием, что мы – русские, украинцы и белорусы… это один народ. Так было всегда и по-другому быть не может. Мой отец долгое время дружил с председателем другого колхоза – украинцем и тот подарил ему вышиванку – это такая красивая вышитая национальная рубаха. Мы храним ее как реликвию, а ей уже более 70 лет.

Великая Отечественная война тоже осталась в памяти, хотя и был я совсем маленьким. Отца сразу взяли, а у мамы двое маленьких детей – я и сестра. И увезла нас мама в Вербилки, к бабушке. Немцев я не видел, там же рядом был военный аэродром, шли бои, но к этому объекту немцев не допустили. А после войны, когда вернулся хозяин семьи, мы вернулись в Клин. Жили мы тогда на улице Сестрорецкой в частном доме. Жили как все небогато, посытнее, чем в войну, но так все жили. Дом и сейчас стоит, но уже не наш.

Оттуда из детства Валерий больше всего помнит… подсолнухи.

– Мальчишкой я очень любил сажать семечки, а потом бегал смотреть, когда ростки появятся, зацветут желто-оранжевые солнца и нальются новые семечки. И все это из одного зернышка. Фантастика! – на лице расплывается мальчишеская улыбка.

Татьяна Кочеткова

4 023 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики