«Радоница» стала судьбой

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

В Центральной библиотеке в рамках клуба «Отражение» прошла встреча с руководителем фольклорного ансамбля «Радоница» Валерием Гришаковым. Этого человека в городе хорошо знают, знают и его воспитанников, выступления которых всегда вызывают яркие эмоции у зрителей. Благодаря участию в различных мероприятиях, фестивалях и конкурсах различных уровней, этот коллектив хорошо известен за пределами области. А не так давно Валерию присвоено звание «Заслуженный работник культуры Московской области».

Как живёшь, «Радоница»?

В этом году коллектив стал лауреатом 1-ой степени Московского областного конкурса «Разноцветье» и лауреатом 2-ой степени международного конкурса «Тимоня». Не удивительно, что ребят так высоко оценили, если учесть, что летом они ездят в фольклорные лагеря, которые организуются их руководителем. Валерий поделился со зрителями библиотеки своей методикой:

– Сначала ищем, где нашу ораву смогут принять. Это вопрос и размещения детей, и их кормёжки, и главное – возможности общения с носителями той самой культуры, которую мы пропагандируем уже 25 лет. Не всегда это легко, особенно в наше коммерческое время. Всяко было: и на сундуках спали, и на полу, и кашу себе варили. В разное время нам удалось посетить Архангельскую, Брянскую, Орловскую Воронежскую области. Как ценны эти поездки, как тепло относятся к нам жители деревень! Сколько всего вспоминается через годы.

Приехали мы на ферму, а навстречу нам стадо овечек. Они ме-е-е-мекнули, убежали и спрятались, а сами выглядывают из-за угла и снова «Ме-е-е!» Какой восторг наших городских ребятишек! Они и погладят овечек и цыпленка в руках подержат. А уж покататься на лошади – вообще предел мечтаний.

А однажды, в Кромском районе Орловской области, поселили нас в местной гостинице, мы открыли консервы, поели и репетируем, а поскольку на улице жарко, открыли окна – все песни спели, а тут и ко сну надо готовиться. К окнам-то подошли, чтобы их закрыть,… а под окном, оказывается, собралась значительная группа зрителей, стоят, слушают, а как нас увидели, так сразу и зааплодировали.

А в Коношский район, арендованный автобус за два часа с трудом преодолевал 40 км «грунтовки». Добраться помогли наши песни, время пролетели незаметно. И самой главной похвалой было для нас замечание местной хранительницы песен Александры Палладьевны: «Ой, не так поете, вы поете по лешуконски, а у нас не так надо». А мы пели именно лешуконские песни. А потом, она решила сделать нам подарки, для чего разбудила в 5 утра, чтобы вручить ценные и дорогие ей предметы одежды и быта. Знаете, как это трогательно!

Были у нас и курьёзные случаи. Приехали в Конаково, а там что-то случилось с солисткой, и вот организаторы искали девочку, которая споёт вместо неё эту песню. Причем девочку они искали за минуту до выхода на сцену. Вышла наша Настя Баулина и спела песню, которую не знала совершенно, и спела её так, что никто не догадался о стремительной замене. Вот что значит, талант.

Коллектив работает в разных, как выразился Валерий, ипостасях. На встрече в библиотеке они показали свои духовные а-капельные стихи, парный танец «Восьмёра», хоровые припевки, частушки, сольное пение, игру на народных инструментах, спели романс, и конечно традиционное «Многолетие» – пожелание всем присутствующим долгих лет жизни.

Ученики

Ребята занимаются на фольклорном отделении с 6 лет. Здесь они учатся петь в фольклорном ансамбле, осваивают игру на инструменте (фортепиано), кто-то владеет и вторым инструментом – народным: Даша Никитушина выбрала гусли, Юлиана Макаренко – балалайку. Саша Гришакова обожает танцевать кадриль, Полина Ерина очень хотела научиться петь. Сашу Алфимова привела мама, потому что в 6 лет он ещё сам не знал чего хочет, а здесь подружился с Ярославом Сивухиным и Денисом Шерстнёвым. Все вместе они изучают сольфеджио, народную музыкальную культуру, музыкальную литературу, занимаются вокалом и прикладным искусством: вышивают орнаменты красными нитками по льну. Девочки, как встарь, изучают технику «шахматок» и счётных орнаментов. Учат они и танцевальные «шаги». Это особые шаги и называются они: «лошадка» (как лошадка цокает копытами), «шаркающий с подбивкой» (то есть топаньем), «ключи» (это комбинация из подскоков и дроби – нога об ногу и об пол).

Костюмы шьёт педагог прикладного искусства музыкальной школы Ольга Анатольевна Ковалёва, с соблюдением соответствующих правил: цвет, крой, вышивка.

Вопреки всему повезло

Думал ли Валерий, что его жизнь сложится так, как сложилась? Наверное, нет. Родители привезли его в Клин семимесячным ребёнком.

– Городок Клин-5 меня завораживал: самолёт, лес, кот Барсик, встречающий нас у ворот проходной военного городка. Всё тогда казалось необыкновенным. На народное отделение Тверского музыкального училища поступил, можно сказать по ошибке, вроде собирался на дирижерско-хоровое, хотя чего я там понимал в 15 лет? Но видимо так должно было быть. В училище мне повезло – там был ансамбль, который много гастролировал, в том числе за границей. За выступления нам даже платили, я считал, что очень прилично. После училища опоздал с поступлением в Гнесинку, пошел в институт Культуры на Левобережной и первоначально очень расстраивался: хотелось чего-то, как я считал, более престижного. Но оказалось, что в жизни мне вопреки всему, повезло. Во-первых, у меня были отличные учителя. Во-вторых, я полюбил свою профессию. И в-третьих, нашёл свою судьбу. Моя жена Елена родила мне двух замечательных девчонок: Сашу, которая уже целиком «радоницкая» и Лизу – ей похоже предстоит тот же путь. Лена тянет воз бумажной работы, всякой непонятной и ненужной. Чиновники, наверное, не понимают, что мы работаем с детьми, а не в офисе, а Лена – она разруливает всё это. Она моя половина и в жизни и в работе, что в принципе связано неразрывно. У нас в «Радонице» большая, да чего там – огромная семья, за 25 лет лет-то: дети последовательно вырастают и выпархивают из гнезда. Некоторые продолжают наше фольклорное дело, возвращаются в музыкальную школу преподавателями, как наши «звёзды» Настя Дмитриева, Варвара Чубарова. Андрей Ломакин стал звукорежиссером школы искусств. Вообще, наши выпускники поддерживают связь между собой, с нами и со школой, многие приводят учиться фольклору уже своих детей. Неважно, какую профессию они потом выбирают, фольклор остается с ними на всю жизнь.

 

Татьяна Кочеткова

Фото предоставлено Центральной библиотекой

 

502 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики