Франчайзинг (франшиза) – это деловые отношения между владельцами известных брендов и предпринимателями. Первые именуются франчайзерами, а вторые франчайзи. Суть таких взаимоотношений заключается в том, что франчайзеры передают франчайзи права интеллектуальной собственности. Если предприниматель заключал договор на франшизу, то имеет право, например, продавать вещи от известных производителей. Поэтому уже раскрученные компании часто сотрудничают с начинающими.
В чем плюсы и минусы франшизы? Рассмотрим подробнее, на основе данных сайта https://business-asset.com:
Достоинства франшизы
- Не нужно придумывать: все уже придумано. Также франчайзер поддерживает франчайзи: ему это выгодно. От того, насколько сильно будет раскручена его продукция, а также товары и услуги, зависит и его прибыль.
- Готовая бизнес-модель. С этим у многих начинающих предпринимателей возникают вопросы: как не прогореть, какие факторы риска существуют. Здесь все делается по проверенному шаблону, который точно не подкачает в самый ответственный момент.
- Деловые взаимоотношения распространяются и на получение кредита. Обращение в банк (кредит на развитие бизнеса) – это уже что-то обыденное. Но у франчайзи часто не бывает необходимой суммы, ведь в начале всегда нужно вкладываться, чтобы потом все окупилось. Франчайзеры же, как правило, уверены в успехе, потому что уже проходили данный этап. Поэтому они могут даже выступать поручителями.
- Отсутствие конкуренции. Франшиза не продается нескольким предпринимателям (это финансово невыгодно). Поэтому все в руках самого покупателя: сумеет ли он раскрутиться, не подведет ли своего наставника.
Недостатки франшизы
- Крупные вложения. Об этом уже говорилось выше: в большинстве случаев франчайзи приходится влезать в кредиты, причем на приличные суммы. К этому многие бывают не готовы морально: человек принципиально не берет в долг и отрицает любые отношения с банками, кроме получения дебетовых карт. Тогда как франшиза – это действительно риск. Речь идет порой о миллионах. Нужен особый характер.
- Финансовая зависимость от франчайзера. Да, формально бизнес развивает покупатель, но по факту бренд принадлежит продавцу. Следовательно, если тот захочет продлить договор на франшизу, он сделает это. Но может и не захотеть. Тогда деловые отношения прекращаются. И франчайзи остается у разбитого корыта: продать бизнес он не сможет. И работать по данному направлению тоже.
- Риск банкротства по вине франчайзера. Если тот прогорит, то закрывать придется абсолютно все офисы. И франчайзи опять-таки не у дел.
Таким образом, франчайзинг – это, безусловно, бизнес современности и будущего, но чтобы им заниматься, нужна особая деловая хватка.