Подарок ко дню рождения Чайковского

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Седьмого мая в музее-заповеднике Петра Ильича Чайковского было многолюдно. Ко дню рождения великого композитора сотрудники музея традиционно готовят интересную программу для гостей – почитателей таланта.

В этот раз с утра и до вечера для взрослых и детей – мастер-классы, игровые программы, экскурсии, исполнение произведений Петра Ильича на мемориальном рояле, посещение выставок и концерт Государственного академического симфонического оркестра им.Е.Светланова. И одно важное событие, настоящий подарок к дню рождения – презентация тома Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского «Всенощное бдение».

Увидевший свет новый том, тринадцатый по счету, дался нелегко. Работа над ним шла в пандемию, когда были закрыты многие учреждения культуры – музеи, архивы, библиотеки. Поэтому для научного редактора данного издания профессора Московской консерватории Натальи Плотниковой, для всего коллектива музея – это важное событие.

О кропотливой работе над вышедшим томом, перипетиях с творчеством Чайковского, связанных с нынешней политической ситуацией, дальнейшей подготовкой к изданию без купюр богатого наследия композитора шла речь на пресс-конференции, устроенной для журналистов и музейных работников из других музеев, приехавших в Клин поздравить коллег.

 

Удивительная по тяжести задача

Открывая пресс-конференцию, Игорь Корнилов, кандидат исторических наук, директор Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского отметил:

– Главная цель этого проекта – вернуть подлинные тексты сочинений Петра Ильича, без купюр, без редакторских вмешательств, кои были и в ХХ веке. Очень важно, что сегодня вечером мы услышим Второй концерт композитора в авторской редакции. В этом издании все сочинения публикуются в том виде, каким были написаны автором

Об истории издания творческого наследия композитора рассказала Наталия Сиповская – доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания.

– Музей Чайковского, обладающий уникальным наследием великого композитора, обратился к нам для организации научно-структурированной работы в этом направлении. Большое испытание для любого научного коллектива – подготовка такого проекта. Когда выходит новый том, радостно, что проект приобретает новых исследователей. Это издание – удивительная по тяжести и удивительная по интересу задача. Публикация такого издания невольно провоцирует реанимацию и развитие самых трудных отраслей музковедческой науки – музыкальной текстологии. Что касается собрания сочинений, то по первоначальному плану было 118 томов, сейчас мы говорим о 125. Вероятно будет ещё увеличение.

Презентация книги Чайковского «Всенощное бдение»

Ада Айнбиндер – кандидат искусствоведения, заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского, научный руководитель проекта «Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского» поблагодарила всех причастных за сотрудничество, за помощь в подготовке издания и поделилась дальнейшими перспективами о работе над собранием сочинений:

– У нас грандиозные планы: должен выйти том переписки с Надеждой фон Мек в следующем году. Вскоре надеемся на издание томов, посвящённых «Лебединому озеру» и симфонической фантазии «Фатум».

Наталья Плотникова – доктор искусствоведения, профессор Московской Государственной консерватории, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, научный редактор Тома 2 Серии V «Всенощное бдение» рассказала о проделанной работе.

– Три года длилась работа над этим томом. На 550 страницах собрана уникальная информация о «Всенощном бдении» Чайковского. Представлен нотный текст в двух вариантах: в том виде, как он был издан при Петре Ильиче и для современных исполнителей.

Здесь собраны материалы об истории создания, отклики современников. Чайковский задумал написание «Всенощного бдения» в мае 1881 г., 141 год назад, отметив свой день рождения – 41 год. Это творческий героизм. Первое произведение из духовной музыки – «Литургия святого Иоанна» была не очень доброжелательно принята священнослужителями. Был длительный судебный процесс придворной певческой капеллы против издательства Юргенсона. Капелла обладала правом вето на все издания церковной музыки, суд длился долго. Чайковский выступил первопроходцем создания литургий, до него не было авторских циклов.

Композитор в начале июля 1881 г. уже закончил черновой вариант «Всенощного бдения», окончательно завершив его в марте 1882 г. А первое исполнение состоялось 27 июня 1882 г. на Промышленной выставке. За два дня до того скончался генерал Скобелев, и произведение Чайковского осталось в тени. Несмотря на трудности, Чайковскому удалось создать форму, которая послужила образцом для многих последующих композиторов, включая Рахманинова и Гречанинова.

Василий Гладенький, фото автора


Наша справка

Академическое полное собрание сочинений Петра Ильича Чайковского – совместный проект Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского, Государственного института искусствознания и российского музыкального издательства «Автограф» (г. Челябинск).

Проект был начат в 2013 г. по инициативе художественного руководителя и главного дирижера БСО им. П.И. Чайковского Владимира Федосеева и доктора искусствоведения Полины Вайдман (1947–2016) – крупнейшего специалиста в области наследия Чайковского и многолетнего (более 40 лет) хранителя его архива. Академическое полное собрание сочинений Чайковского предполагает публикацию всего огромного творческого наследия композитора, которое на сегодняшний день насчитывает свыше 450 музыкальных и 150 литературных произведений, а также более 5 000 сохранившихся писем.

«Всенощное бдение», соч. 52 – второе крупное произведение Чайковского в области духовной музыки после «Литургии», совершенно иное по замыслу и реализации. Опора на древние церковные распевы и новый подход к их многоголосной обработке – таковы были цели и творческие установки композитора. Историческое значение «Всенощного бдения» чрезвычайно велико. Композитору удалось дать яркий, художественно значимый ответ на важнейшие вопросы, связанные с развитием русской духовной музыки, сохранением её национальной специфики.

1 939 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики