Прогулка по Чепелю

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Да, простите меня, уважаемые читатели, но все ли из вас знакомы с этим микрорайоном под негласным названием – «Чепель»? Кто-то задумается, другие улыбнутся и молвят: «Кто же не знаком с ним, расположенным за железнодорожным мостом. Туда тройка, одиннадцатый, пятнадцатый, тридцать второй автобусы мигом доставят. Но что на «Чепеле» интересного — одни предприятия?..»

А про жилой посёлок вы забыли, про его домики, зелёные улочки, которые добрались сегодня, аж, до деревни Лаврово? Но всё равно, мало кто из нас знаком с ними, особенно с самыми новыми. Они, в большинстве своём, названы в честь известных людей – наших земляков: учёного Ивана Усагина, актёра Марка Прудкина, космонавта Юрия Артюхина, министра Сергея Афанасьева.

Не случайно на одном из бойких чепелевских перекрестков появился недавно вполне удачный, серьёзный и современный сквер с памятными досками и бронзовой фигурой, опять же, нашего земляка, бывшего министра финансов страны Арсения Зверева.

Однако имя Чепеля — нашего героя, родоначальника этого района, скромно умалчивается, оставаясь в памяти только коренных клинчан. Его именем они и венчают этот район. Что большинству горожан вполне понятно.

Ведь до настоящего времени многое из жизни промышленника Чепеля неизвестно. Будучи выходцем то ли из Австрии, то ли Венгрии или Украины, он до сих пор остаётся загадкой для местных краеведов. Пока им известно лишь то, что в соответствии со «Сборником фабрик и заводов Российской империи», изданного в начале прошлого столетия, «Чугунно-литейный и механический завод» появился в Клинском уезде, Селинской волости деревни Першутино в 1897 году. И его основателем являлся гражданин Чепель Михаил Тимофеевич. Знать, считался он неплохим специалистом литейного дела, раз отважился начать его под Клином и… не прогадал. Этому способствовал достаток свободной рабочей силы в окрестных клинских селениях и наличие железной дороги. Да и характер самого владельца чугунно-литейного производства оказался, видимо, довольно пробивным.

В общем, через пять лет после основания его детища рабочий люд по утрам спешил в его мастерские, в то время как над их лачугами плыл едкий, сизый дымок от полыхающих вагранок. К тому времени на «чугунке» уже бойко отливали чугунные болванки разных размеров и выпускали шахтные вагонетки около сотни формовщиков, литейщиков, токарей, фрезеровщиков, слесарей и специалистов других профессий. Так что, начатое дело литейщика Чепеля шло в гору.

Но своего апогея оно достигло после революции, когда в начале первой пятилетки стало именоваться «Клинским станкозаводом». И разве мог Михаил Тимофеевич предполагать, что его заводик со временем станет кузницей кадров металлистов для всех клинских предприятий, что перейдёт на выпуск довольно сложных деталей и узлов, а, впоследствии, и на изготовление металлорежущих станков разных конструкций, начиная от обдирочных до зубодолбёжных, идущих даже на экспорт. Не ведал он и того, что на его предприятии после войны будет трудиться уже более тысячи человек, а рядом с ним вырастет настоящий микрорайон с довольно уютными домиками и коттеджами.

И здесь неплохо бы вспомнить и про железную дорогу, которая с 1851 года стала живительной артерией не только для старого Клина, но и для «Чепеля». Ведь его становление началось, в первую очередь, со станционной Ильинской слободки. Вот как сообщает о ней дочь известного клинского писателя и художника Константина Петухова:

«Папа жил на самой окраине маленького древнего городка за железной дорогой. Улица, похожая на деревню своим устроением и образом жизни её обитателей, заканчивалась ольшаником, осинником, заросшими травами и луговым разнотравьем. Здесь жители Ильинской слободки – так называлась эта окраина города – пасли коров, собирали грибы, сюда мальчишки ходили гулять и посидеть у костра.

Слободку основали строители Николаевской железной дороги Москва – Петербург в XIX веке. Жили тихо и мирно, по заведённому порядку: мужчины работали, в основном на железной дороге, женщины занимались домашним хозяйством, детьми. Детей в семьях было много. Главным подспорьем в хозяйстве являлись огороды и скотина… В летние вечера, когда спадёт жара и в тишине уходящего дня только слышны нежно-звонкие голоса стрижей, снующих в светящемся от вечерней зари небе, стадо возвращалось с лугов домой. По утоптанной песчаной дороге главной улицы слободки медленно шли упитанные коровы, покачивая боками и как-то важно неся наполненное молоком вымя. У калиток их ждали хозяйки…»

Ну, чем не деревенская идиллия, схожая с аналогичными картинами других улочек «Чепеля». Рождаясь поочерёдно, они строились вдоль железной дороги. Так что жилой район «Чепеля» зачинался задолго до рождения чугунно-литейного завода, и начинался он с улицы Мозылевской 1 (сегодня Большая Октябрьская). Тогда, во второй половине девятнадцатого столетия, ещё не существовало ни железнодорожного моста, ни его насыпей. Выбегающей из города просёлочной дороге вполне хватало железнодорожного переезда, чтобы, миновав его, устремляться в сторону Першутино, Селинского, Дмитроково и Некрасино. Об автомобилях в те годы ещё и не ведали, а лошадёнкам и такой дороги было предостаточно.

Но с созданием чугунно-литейного завода, с ростом производства Товарищества Высоковской мануфактуры, Волоколамская дорога ожила настолько, что возникла необходимость в замене железнодорожного переезда на мост. Его насыпь, перерезав Мозылевскую 1 на две части, явилась в то же время непреодолимой преградой для продолжения Мозылевской 2 (сегодня Малой Октябрьской). Однако с появлением моста освоение «Чепеля» значительно ускорилось и особенно после революции. Так что в довоенную пору Клин пополнился уже целым семейством «чепелевских» улочек, начиная от улиц Крупской и Некрасова до Колхозной, Полевой и других.

После войны в районе Московской улицы к этому семейству добавились: школа № 9, корпуса детских учреждений и, наконец, в 1975 году, производственные цехи пивоваренного завода, поглотившие и уютный прудик, и зелёную полянку, расположенные, по тем временам, довольно далеко от Клина.

На этом прогулку по «Чепелю можно бы и закончить, не вникая в производственные дела известного в Клину завода «Термоприбор», соседних с ним «Автохозяйств», современного АО «Геркулес» и ряда других клинских предприятий. Однако память возвращает нас частенько в то уже далёкое прошлое, когда в том районе пели на утренних зорях свои песни заводские гудки того самого предприятия, которое создал в конце XIX века энергичный клинский предприниматель. Именно его именем – «Чепель», пусть и негласно, зовётся и сегодня этот клинский рабочий и современный микрорайон.

Владимир Тасин

* * *

Да, так давно заведено,

Чтобы в любую непогоду,

В любое время всё равно

Спешить к родимому заводу.

 

Он нас такими воспитал,

Что нам в работе не до скуки,

Чтобы дарили капитал,

То наши головы и руки.

 

Как наши деды и отцы

Живём лишь только на зарплату.

Хотя в работе молодцы,

Однако вовсе не богаты

 

Но мир свою оценку дал,

Ему понятно без прикрас,

Что он давно бы обнищал,

Когда бы не было всех нас.

Вячеслав Пернавский

438 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики