Музыкальный Клин

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Клин – город П. И. Чайковского. По воле судьбы начало его клинского периода совпало с трагическим городским событием, связанным с губительным пожаром 1885 года. Тогда большая часть города выгорела, однако «выжившие» — не задетые огнём жители по мере сил и возможностям, помогали погорельцам.

Не остался в стороне и московский губернатор Долгоруков, выделивший Клину внушительную сумму из московской казны на восстановление города. Оно началось с возведения новых торговых рядов и… пожарного депо со своей каланчой. Огнеборцев в Клину уважали и переживали, когда те мчались в своих повозках на борьбу с огнём. И, вместе с тем, восторгались, когда они же выступали музыкантами духового оркестра, чаще всего — в саду пожарного общества.

С тех пор прошло немало времени, но и сегодня дети войны нет, нет, да и вспомнят то местечко на углу Литейной улицы и Первомайского сквера, где располагался их детский садик под № 1. Он открылся ещё в сороковые годы прошлого столетия, сразу же после освобождения города от гитлеровских захватчиков. Однако мало кому из горожан известно, что до революции, именно там находился сад пожарного общества: со своими мохнатыми елями, стройными липами, парковыми дорожками, цветниками, довольно приличным буфетом и не менее зовущим летним театром, где клинчане с удовольствием слушали музыку духового оркестра. Но лучше всего, когда кружились в вальсе, танцевали краковяк, танго или фокстрот.

Не раз медные трубы оркестра звучали и на клинском вокзале, а также в Железнодорожном саду, в залах Благородного собрания, Реального училища на Купеческой улице. Да и после революции, когда число оркестров резко возросло, уже невозможно было представить Клин без духовой музыки. Без неё не обходился ни один митинг, ни одно важное городское событие. Да и сегодня, не забыты фамилии многих руководителей музыкальных коллективов: Кунгурова и Кузнецова, Чижова и Головкина, Круглова и… да, разве всех перечислишь.

Похожая картина создания духового музыкального коллектива вырисовывалась и в соседнем Высоковске. И здесь его первыми музыкантами являлись пожарные. Правда, их команда находилась не в ведении земства, а Товарищества Высоковской Мануфактуры. До настоящего времени в этом городе сохранилось пожарное депо и тот Народный Дом, который появился в Высоковске в 1910 году. Правда, сегодня его именуют городским клубом, и хотя за прошедшие годы каких только кружков в нём не отрывалось, однако самыми востребованными оставались музыканты духового оркестра. В настоящее время его руководителем является Алексей Рябов, сменивший предыдущих создателей: Жилкиных, Кондратьева, Завадского и Андронова…

Не менее известными, но уже в Клину, были в довоенную пору на фабрике «Исшёлк» руководители струнного и духового оркестров: Н. И. Грибков и П. А. Земсков. Позднее духовика Павла Афанасьевича сменил на его поприще Андрей Георгиевич Базилев. Вот как о том периоде вспоминал лучший клинский саксофонист Вячеслав Земсков:

«В 1951 году руководителем духового оркестра комбината становится А. Г. Базилев. Об организаторских способностях этого человека можно было судить уже по тому, что через год, его музыкальный коллектив считался лучшим в городе. Попасть в него считалось редкой удачей. Что уж тут говорить про меня, мечтавшего стать музыкантом? И хотя я согласен был играть на любом инструменте, но в душе более всего обожал кларнет. Его звучание меня завораживало. К тому же, я очень завидовал кларнетистам, точнее их пальцам, искусно бегающим по клапанам этого удивительного инструмента. Но стать учеником самого Базилева было весьма трудновато, ведь у него занималось немало опытных музыкантов. Среди них были такие мастера, как Г. Малышев, В. Ремизов, В. Тупичкин. Они играли ещё в военных оркестрах на фронтах Великой Отечественной. Где уж тут до занятий с пятнадцатилетним учеником, когда не всем и маститым музыкантам не хватало духовых инструментов».

Однако со временем всё определилось, и «базилевский» духовой оркестр стал лучшим в городе. К тому же, со временем многие из его музыкантов сами становились основателями духовых оркестров уже на других предприятиях. Что и случилось с Жорой Малышевым. Пройдя со своим баритоном всю войну, он вернулся с Победой в родной Клин, поступил работать слесарем на «Химволокно» и стал ведущим музыкантом Базилевского коллектива, а с 1959 года взялся за создание духового оркестра на стекольном заводе в только что открывшемся клубе. Его деятельность оказалась настолько успешной, что по истечении многих лет его ученики при новом руководителе Николае Сутягине стали известными музыкантами Клинского района.

Что-то похожее происходило и на других клинских предприятиях. Порой случалось даже такое, что клинские любители духовой музыки, заканчивая музыкальные учебные учреждения, становились профессионалами и выступали на концертных площадках страны. Что и произошло с саксофонистом Вячеславом Зубаревым, тромбонистом Евгением Мерниковым, трубачами Анатолием Серебренниковым, Евгением Касимовым, Сергеем Рыжовым, ударником Юрием Сидоровым. И если В. Зубарев и Е. Мерников вошли впоследствии в состав одной из известных музыкальных групп Всесоюзного концертного объединения, то Евгений Касимов получил среди местных музыкантов негласный титул клинского Эди Рознера, а Сергей Рыжов стал первоклассным трубачом в военном оркестре курсов «Выстрел». Не менее успешным проявил себя и Юрий Сидоров, ставшим первоклассным ударником в оркестре Государственного Академического Малого театра. В то же время, как Анатолий Серебренников после окончания консерватории, получившим впоследствии звание профессора, прославил себя на всю страну одарённым аранжировщиком, а в родном городе – создателем и руководителем оркестра лёгкой музыки, одним из популярнейших музыкальных коллективов в Клину.

И снова, возвращаясь к воспоминаниям Вячеслава Земскова, хотелось бы повторить его слова:

«В оркестре нет плохих инструментов, каждый несёт своё звучание, и вся гармония звуков, соединяясь в одно целое, создаёт нужную мелодию. Здесь важно не только мастерство музыканта, но и его отношение к музыке, к своему инструменту. Я, например, не окончив десятого класса, подал документы в Калининское музыкальное училище и, к своему счастью, был принят по классу любимого инструмента.

С ним и началась моя жизнь профессионального музыканта. Куда только потом судьба не бросала, где я только не учился, начиная от указанного училища и школы рабочей молодёжи до военной части Воздушной обороны. Накопил опыт в ходе выступлений эстрадных оркестров различных филармоний. Особо запомнились: Калининская, Ростова на Дону, Ставропольская, Астраханская и Московская. Позднее я пробовал себя и в качестве педагога по классу того же кларнета в детских музыкальных учреждениях».

Отрадно отметить и то, что на базе духовых оркестров рождались впоследствии и многие вокально — инструментальные коллективы. Так случалось не раз, как, например, с музыкальными группами: Михаила Круглова, Олега Спиридонова, Валерия Халонен, Вячеслава Сподарева, а также многих других коллективов. И каждый их них заслуживает отдельного повествования. Точно также, как описание музыкальных судеб здравствующих и сегодня клинских «старейшин»: Арсена Кучухидзе, Игоря Прусаченкова, Евгения Клюева, Виктора Кочетова и многих других.

Со временем уже новые музыкальные коллективы прославляли наш город. В Московской области он уже давно считается городом музыки, впитавшим в себя традиции творчества П. И. Чайковского. Вот, например, какое впечатление произвёл Клин на народную артистку СССР Е. Образцову:

«Как счастлива я здесь, в этих святых для русского человека местах! Здесь оставила я часть души моей, моего существа. Спасибо провидению за то, что жизнь привела меня сюда, в этот дом. И ещё я оставила здесь свои слёзы счастья и гордости за русскую музыку».

Владимир Тасин

132 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики