Как уничтожали еще недавно заразу-борщевик

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

С прошлого года не только жители Подмосковья и их гости, но и власти Московской области обратили серьезное внимание на обширное и бурное распространение опасного для здоровья человека растения – борщевика Сосновского. Но забота об уничтожении этой жгучей и исполинской зонтичной травы возникла не сейчас.

Из моего пионерского детства 1970-х годов в памяти осталось, как во время утренних линеек в пионерских лагерях нас предупреждали, что во время звёздной ночи самолёты сельскохозяйственной авиации проводят опыление полей и окрестностей от разных сорняков, в том числе от борщевика.

И поэтому нас, детей призывали тщательно мыть руки. Так было и в восьмидесятые годы прошлого века. Но после развала Советского Союза резко сократились инвестиции в сельское хозяйство России.

Прекратила своё существование и сельскохозяйственная авиация. И на территории центральной России борщевик Сосновского разросся до невероятных размеров, захватив большие площади.

В 2002 г. министерство сельского хозяйства Московской области приняло решение начать самостоятельную борьбу с борщевиком Сосновского. Губернатор Подмосковья в то время Борис Громов выделил небольшие средства из небогатого на тот момент бюджета Московской области для работы против борщевика.

Уже с того же 2002 г. началась борьба с борщевиком Сосновского и на территории Клинского района. Занималось этой работой клинское Управление сельского хозяйства. К уничтожению опасного для человека растения привлекли фактически не занятых на тот момент 10 сотрудников бывшего открытого акционерного общества «Клинволокно».

В том числе оказался и автор этих строк. Окосили мы в то лето 2002 г. примерно половину территории Клинского района. Год спустя, на следующее лето земледельцы и местные агрономы решили попробовать обработать заросли борщевика аммиачной селитрой, но выяснилось, что такой обработкой должны заниматься специалисты, каковыми работники объединения «Клинволокно» не являлись.

К тому же обработка борщевика селитрой тоже не оказалась панацеей от этой беды. Поэтому было решено заниматься и дальше только выкашиванием жгучего и мощного растения.

Несколько лет подряд бригада работников «Клинволокно» выкашивала примерно половину из 262 деревень Клинского района. Правда, в ее распоряжении выделили колёсный трактор со специальными дисками, который имел производительность труда примерно в 20 раз большую, чем вся бригада.

Он окашивал ровные участки полей и прилегающую территорию ферм. Остальные неудобья выкашивала от борщевика наша бригада.

В ее распоряжение еще всегда выделял микроавтобус лично работавший тогда главой Клинского района Александр Постригань. Поэтому бригада не зря называлась мобильной, работая в некий день в одном месте, а на следующее утро продолжая свой труд уже в другом.

Работа косцов борщевика начиналась в 6:00 и заканчивалась в 12:30. Позже уже невозможно было трудиться из-за жары. Дневное пекло доходило до 30-35 градусов, особенно в засушливом 2010 г.

Косцы борщевика к полудню падали от усталости. Зато руководители клинских сельхозпредприятий очень горячо благодарили бригаду за помощь. Особенно всегда хвалил косцов борщевика генеральный директор ныне обанкротившегося колхоза «Новостройка» Николай Анискин.

Он всегда говорил, что своими силами хозяйство с этой работой справиться не может, потому что рабочих рук катастрофически не хватало на работу на земле, на полях и фермах.

Абсолютно глухими к борьбе с борщевиком оставались тогдашние руководители сельских администраций в Зубово, Шевляково, Петровском, Решетниково, городской администрации Высоковска. Их как будто уничтожение сорной растительности и не касалось вовсе.

Даже дворники в этих поселениях косьбой борщевика Сосновского не занимались, а только окашивали газонокосилками травушку-муравушку да сажали лютики-цветочки.

И получалось, что на территории Высоковска, а также названных сельских поселений борщевик вырастал до трёх метров. Причем рос везде, где хотел, и даже в болотах.

Мобильной бригаде опытных косцов борщевика приходилось лазить в болотных сапогах по оврагам в тридцатиградусную жару. А еще хорошо питались членами бригады высоковские, захаровские, малеевские, слободские, доршевские, бобловские, селенские, титковские, владыкинские комары и слепни.

В деревнях возле молочно-товарных ферм они всегда летали жирные и свежие, нападали на человека без страха как стервятники. Бригада косцов борщевика всегда действовала согласно ранее намеченному плану.

Окашивали прилегающие полосы десяти главных дорог Клинского района: Ленинградское шоссе, Клин – Дмитров, Клин – Волоколамск, Захарово – Слобода – Шевляково, Белозёрки – Кузнецово, Клин – Малеевка – Нудоль, Малеевка – Селенское, Петровское – Дятлово, Спас-Заулок – Решетниково.

Затем от борщевика освобождали деревни Нагорное, Голенищево, Акулово, Стриглово, дорогу Давыдково – Зубово и участок от Зубовского поворота до Соголево.

Впрочем, и само выкашивание жгучей мощной травы давало половинчатый результат. Мобильная бригада успевала окосить борщевик Сосновского до того, как он осеменялся.

Нередко бывало так, что в середине августа заканчивались деньги, выделенные правительством Московской области, и приходилось бросать работу ,не доделав ее.

К тому же в следующем году этот сорняк вырастал опять на тех же местах, где его выкашивали, и его приходилось косить снова и снова. При этом некоторые из бригады неделями не могли выйти на работу, потому что не могли выйти из запоя.

Не случайно из той бригады немало работников уже нет в живых, потому что они умерли от водки, а кто-то из них ушел в мир иной и от наркотиков.

В 2013 г. клинская районная администрация решила отказаться от выкашивания борщевика стала проводить тендеры, заключая договоры с различными организациями, занимающимися химической обработкой борщевика.

В 2014 г. я косил борщевик в одиночестве в деревне Еросимово. Рядом со мной работали специалисты по химической защите из Москвы. Они рассказали, что вытравливание борщевика Сосновского агрохимией – это тоже не панацея от этой беды, потому что при химической обработке растения уничтожается только его наземная часть.

А корни, уходящие вглубь на три метра, остаются. И поэтому через два года борщевик на том же самом месте приходится вытравливать снова. Занимаясь много лет борьбой с борщевиком, заметил, что наилучший способ борьбы с этим сорняком – выпахивание.

Трактор своими плугами подцепляет борщевик на глубину до полуметра, а в сырую погоду из-под плуга вылезают наружу все корни. И борщевик в таком месте не растет много лет.

Однажды к бригаде косцов борщевика подошла женщина-пчеловод и сказала: «Вы его не уничтожайте полностью. Медонос-то он хороший. Пчёлы его здорово опыляют». Оказывается, даже от этой заразы польза есть.

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВ

1 388 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики