Оказывается, есть жизнь и после чемпионата мира по футболу. Есть! И наш чемпионат живеньким таким получается, а тут ещё и Лигу Наций придумали. Что это я про спорт? А про что ещё говорить? Не про «выборы» же. Если на каждой гладкой поверхности висят портреты только одного кандидата, то это не для того, чтобы люди сделали правильный выбор, а для того, чтобы они — осознали Неизбежность.
Ради чего включать телевизор? Не для того же, чтоб послушать очередные злобные беседы про Украину? Или про то, что покажет самый что ни на есть распоследний, уже кажется за третью по счёту сотню переваливший «тест ДНК», который «уж на этот-то раз даст окончательный ответ», надо ли снимать кавычки и знак вопроса у слова «проходимец», если речь идет о «внезапном» сыне Спартака Мишулина? Да нормальному человеку и без теста ясно, что настоящий сын не стал бы так полоскать в помоях имя своего отца. Тем более ушедшего…
Лучше о футболе. Тут, правда, тоже много различных ненужных ассоциаций в голову лезет. Вот объявили, например, Игнашевич с братьями Березуцкими: «Заканчиваем, мол, карьеру…» Они что – с тренировками своими да матчами совсем уж отстали от жизни, от того, что в стране происходит? Они ничего о новых законодательных инициативах не слышали? Ребятушки! Да вы ещё пять лет как миленькие должны по полю носиться! Возраст?
Да разве ж это возраст! У нас в стране «ожидаемая продолжительность жизни», если верить партии и правительству, растёт, как ВВП. Впрочем, в эпоху санкций это сравнение некорректное… Скажем, растёт как число добавленных к основному времени матча минут, если по ходу было много нарушений.
А с ними у нас, как раз, всё в порядке. Эх, как было бы хорошо «Спартаку» (не Мишулину), если бы защитники ЦСКА вынуждены были играть до 65 лет!..
В сборную команду по футболу тренер Станислав Черчесов тоже стал молодёжь привлекать. Интересно: после того, как депутаты подкорректируют свой законопроект согласно пожеланиям (читай – указаниям), высказанным нашим президентом в своём судьбоносном выступлении, станет ли прокуратура привлекать Саламыча к ответственности (вплоть до уголовной) за дискриминацию игроков по возрастному признаку?
Заставит ли она его вернуть в сборную, например, Аршавина или Сычёва? И кому от этого станет лучше? А если серьёзно: неужели наши руководители всерьёз думают, что молодые ноги – и мозги! – нужны только в футболе? Что засидевшиеся на своих рабочих местах и на своих должностях «ветераны движения» будут полезнее для страны и её экономики, чем молодые, энергичные, лучше разбирающиеся в новых технологиях люди?
Неужели не беспокоит их очень даже высокая вероятность того, что эти самые молодые и энергичные, поняв, что тут «всё занято» и «ловить нечего», возьмут да и уедут в другую страну?
Ах, да! Говорят, что будут созданы условия для того, чтобы люди в возрасте смогли пройти переобучение или получить новые навыки. Что «власти намерены организовать масштабную программу повышения квалификации граждан предпенсионного возраста, которая будет финансироваться из бюджета». Программа? Да ещё и масштабная?! Какая красота! Какие возможности! Не для пенсионеров, конечно…
Почему-то вспомнилось, как бывший (теперь про него можно…) подмосковный губернатор Борис Громов дарил ветеранам Великой Отечественной войны автомобили «Лада-Калина». Было стыдно. Потому что многие из этих ветеранов уже не вставали с постели, и даже тем, кто чувствовал себя вполне бодро, за руль уже лучше было не садиться.
«Ясно ж, что будут продавать, почему бы не дать сразу деньгами?» — задал я тогда наивный вопрос знакомому чиновнику. — «Да, кто ж им такие суммы, что за эти машины официально заплачены, даст!..» — честно ответил тот, понимая, что это «не для печати».
Мне вообще нынешний новый вариант пенсии чем-то напоминает эти самые «Лады-калины» — своего рода «приз тем, кто дожил». Уже, правда, не нужный… Что касается переквалификации, то она, как мне кажется, действительно, нужна.
Да и пенсионный возраст надо повысить. Обязательно! Но! Только тем, кто за это повышение голосует и публично высказывается в его поддержку. Пусть в основном и в рамках своих должностных обязанностей.
Потому что «за рамками» многие из этих людей и про реформу, и про её создателей с «одобрителями» говорят такое… И такими словами, которые всё равно ни в газетно-журнальный текст, ни в теле- или радиопрограмму не вставишь – закон не велит.
Эти слова только из песни не выкинешь. Если, конечно, это песни Шнура или Семёна Слепакова. Потому что за публично сказанные слова и за решения, влияющие на судьбы миллионов людей нужно нести ответственность. Перед этими людьми, а не только перед своими руководителями-хозяевами.
Потому что случись чудо и отмени Путин эту пенсионную реформу, те же самые публичные люди, что сейчас её поддерживают, тут же бросятся её ругать. В русле, конечно, «новых президентских инициатив».
Людям, которые не знают, как улучшить жизнь страны, не ухудшая при этом жизни её населения, но при этом продолжают «принимать решения», обязательно надо переквалифицироваться. Например, в управдомы. Как собирался это сделать один известный персонаж, который также специализировался на различных «сравнительно честных способах отъёма денег у населения», но не применял при этом ни повышение пенсионного возраста, ни повышение НДС, ни другие похожие, но ему — в отличие от депутатов и правительства — не доступные. Впрочем, в управдомы, пожалуй, не нужно. Я погорячился. В ЖКХ и без них бед хватает…
АЛЕКСЕЙ СОКОЛЬСКИЙ