Совсем скоро, с 1 июля 2019 года, по всей стране в очередной раз поднимутся тарифы на коммунальные услуги, а довольно много жителей городского округа Клин никак не войдут в ритм регулярных коммунальных платежей после получения квитанций квартплаты в январе.
Газета «Клинская Неделя» не раз рассказывала о том, почему владельцы собственного и арендаторы муниципального жилья стали получать платежки за коммунальные услуги с небывало высокими числами. Выставленными жителям счетами занялась даже клинская городская прокуратура.
После ее проверок была создана специальная рабочая группа из представителей разных ведомств, на заседаниях которой обсуждалось, как идет начисление и корректировка коммунальных платежей.
Время – враг должника
Пока получатели квитанций квартплаты пытались разобраться в полученных счетах и особенно с новой в платежке строкой «долг предыдущего периода», пока шли прокурорские проверки и разбирательства, сроки оплаты вышли и, соответственно, образовался долг по квартплате. Так, за декабрь было собрано всего 70 % квартплаты, на конец февраля 2019 года собираемость квартплаты по Клину составила чуть больше – 76 %. Таких низких показателей коммунальщики не припомнят.
Многие клинчане, ходившие в МосОблЕИРЦ и по другим инстанциям, терпеливо ждали скорректированных платежек за квартплату. Однако, если и получали они чуть-чуть пересчитанные квитанции на оплату коммунальных услуг, то общая сумма задолженности оставалась немалой. Одни ее оплачивали, а другие были не в состоянии этого сделать.
Некоторые многоквартирные дома таким образом накопили к лету коммунальных долгов на несколько миллионов рублей. Отдельные девятиэтажки задолжали коммунальщикам до 6 млн руб.
Еще в мае 2019 года выяснилось, что много долгов накопили обитатели жилья, признанного аварийным и ветхим. Они, видимо, посчитали, что им все равно скоро предоставят новое жилье, а потому за пришедшие в негодность квартиры предпочли не платить, хотя и пользовались всеми услугами ЖКХ. Много должников оказалось среди жильцов общежитий и муниципальных квартир.
Также выяснилось, что из 7,5 тысячи арендаторов муниципального жилья, только 2,5 тысячи заключили соответствующие договора, предписывающие регулярную оплату коммунальных услуг.
УК выбивают долги
Управляющие компании с начала года вновь взялись за «выбивание» долгов с должников. Причем планка задолженности у каждой существенно снизилась. Вновь, действенной мерой стали уведомления о подаче исковых заявлений в суд. К концу мая «Жилсервис Клинский», например, подал 217 исковых заявлений с требованием взыскать с жильцов в общей сложности более 35 млн руб.
К началу лета 2019 года удалось взыскать чуть более 10 млн руб. Управляющая компания «Клинская теплосеть» за четыре месяца подала в суд 80 исков в отношении должников, накопивших в сумме 14 950 000. руб. За то же время 66 заявлений суд рассмотрел, что позволило погасить долгов почти на 6 млн руб.
С теми, кто не реагирует на уведомления о судебном преследовании и на исковые заявления, управляющие компании продолжают работать тоже проверенными методами – отключение электроэнергии, канализации, воды, дают более действенный эффект. Теперь должники, получив уведомления, торопятся хотя бы частично погасить задолженность и сообщают об этом в свою управляющую организацию.
В результате в прошлом году той же «Клинской теплосети» потребовалось отключить электроэнергию 54 должникам, а в этом году до лета лишились электрического света 27 квартир.
Результат не заставил себя ждать – за апрель и май, например, эта управляющая организация с учетом полученных долгов собрала по 115 % квартплаты.
За май – 95 %
С недавних пор клинские управляющие компании взаимодействуют со старшими по домам, которые разъясняют жильцам-соседям, что задолженность может отодвинуть, например, ремонт подъездов, а то и капитальный ремонт всего многоквартирного дома. А благодаря активно реализуемой программе московского областного правительства в этом году в городском округе Клин появилась возможность ремонтировать подъезды не только больших многоэтажных, но и трех-двухэтажных домов.
В итоге по всему городскому округу Клин за май собрано почти 95 % оплаты за коммунальные услуги. Правда, этот показатель чуть меньше прошлогоднего на пару пунктов. Теперь бы летнее повышение тарифов на коммунальные услуги не усугубило бы положение.
Глеб Якунин