13 июня 2019 года исполнилось 40 дней с момента аварии самолета SSJ в Шереметьево, в результате которой погиб 41 человек, в том числе пятеро жителей Клина. Специалисты составили картину того, что произошло в тот страшный день.
Промежуточный отчет
5 июня Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал промежуточный отчет о тех роковых событиях. Наиболее полный анализ отчета опубликовала Lenta.ru. В МАК считают, что к катастрофе привели трагическое стечение обстоятельств, конструктивные особенности самолета и неготовность пилотов к такой нештатной ситуации.
Картина посадки SSJ-100 в Шереметьево посекундно восстановлена благодаря данным с голосового и параметрического регистраторов. Установлено, что после взлета в самолет действительно попала молния, после чего бортовая аппаратура штатно отключила электрогенераторы и основные энергопотребляющие приборы, в том числе компьютер.
Через некоторое время все системы должны были включиться снова, но не включились. Почему? Не установлено. Но в результате все бортовое оборудование оказалось запитано на аккумуляторы.
Вторым внештатным режимом стало то, что все команды от джойстика к механизмам самолета пошли не через бортовой компьютер, а напрямую. Впрочем, это была проектная нештатная ситуация, т.е. угрозы самолету не было.
После возникновения нештатной ситуации командир SSJ-100 решил возвращаться на аэродром вылета — так предписано летными правилами. Самолет развернулся и, не вырабатывая топливо, пошел на аварийную посадку. Борт зашел на посадку точно по оси полосы, но коснулся ее примерно на 500 метров дальше расчетной точки. Впрочем, это не критично: посадочный путь SSJ-100 составляет 1,5 километра, а длина полосы — 3,5 километра.
В момент, когда SSJ-100 одновременно коснулся взлетно-посадочной полосы всеми тремя шасси (при этом с превышением посадочного веса более чем на 10 тонн), нагрузка на корпус судна составила около 5 G вместо максимально разрешенных 3,75 G. Стойки шасси самортизировали, подбросив самолет вверх.
Он подскочил — и вновь приземлился на все три шасси, после чего снова подпрыгнул. В момент одного из таких «козлов» в полимерных топливных баках (они находятся в крыльях) произошел гидроудар — как следствие, они разгерметизировались. Авиационный керосин полился на взлетно-посадочную полосу, попал в струю раскаленного воздуха от двигателей и вспыхнул.
Ситуация осложнилась тем, что целостность корпуса SSJ-100 была нарушена — от очередного удара о полосу в хвостовой части самолета образовалась трещина. Тогда пилоты перевели двигатели в режим реверса и увеличили их мощность, чтобы сократить тормозной путь. В итоге самолет остановился примерно в 1,2 километра от точки первого касания, развернувшись поперек полосы.
После остановки SSJ-100 керосин вспыхнул уже в топливных баках. А через трещину корпуса в салон стали проникать продукты горения, и за считанные секунды дым заполнил весь салон. В результате многие пассажиры потеряли сознание, а через короткое время умерли от отравления.
Но следует помнить, что это – промежуточный отчет, а в окончательном отчете могут быть сделаны иные выводы.
Выплаты
Как сообщил 1 июня министр транспорта России Евгений Дитрих, родственникам погибших и пострадавшим в авиакатастрофе выплачено более 286 млн руб. при этом около 73,2 млн руб. выплатили страховые компании, остальные средства выплатил перевозчик. Процедура перечисления денег продолжается.
Что касается родственников погибших клинчан, то, как сообщила «Клинской неделе» глава городского округа Клин Алена Сокольская, в администрацию округа за выплатами обратились родственники троих погибших, им было перечислено 30 000 руб.
Пресс-служба правительства Подмосковья на запрос «Клинской недели» о том, производились ли какие-то выплаты родственникам пострадавших, не ответила.
Представитель ОАО «НОРЕБО РУС» (компания, где работали погибшие) Сергей Сенников сообщил нам, что компания оказывала родственникам погибших помощь в сборе и оформлении всех необходимых документов. Сейчас решается вопрос о выплате детям погибших пособий в связи с потерей кормильца.
Летать – будет
Как заявил 8 июня вицепремьер Юрий Борисов, в прекращении производства самолетов SSJ-100 нет необходимости. «Накал страстей после катастрофы спадает, разум берет свое. Подвергать сомнению сам проект нет никаких причин. Рыночный спрос на внутреннем российском рынке и за рубежом сохраняется. Проект должен продолжаться», — отметил он.
Александр Авдошин