В декабре 1994 года на сцене Клинского рок-клуба состоялся концерт «По волнам нашей памяти» с участием ансамблей доперестроечного периода: «Варианта», «Круговорота», «Бумеранга» и сборного состава «Клинчан» и «Аверса».
Этим выступлением музыканты-ветераны отдали дань любви и уважения своему товарищу Александру Никольскому, трагически ушедшему из жизни. Перед концертом его участники рассказали журналистам, как зарождалась рок-музыка в Клину. Эпизоды той беседы сохранилась на видеоплёнке, а теперь впервые публикуется на бумаге.
Часть 2. «Бумеранг»
Состав группы на концерте «По волнам нашей памяти» 1994 года: Андрей Тихонов (вокал, бас-гитара), Владимир Гнедько (соло-гитара), Александр Пантюшенков (гитара), Виктор Янус (ударные), Николай Никулин (саксофон).
Эпизод 1. «Мы команду набирали сами»
Андрей Тихонов. Шёл 1978-79 год. Мы пришли из армии. Все имели какое-то отношение к музыке. И решили свои усилия объединить. Инициатором создания коллектива стал Валера Кисляков. Сначала у нас группа называлась «Прометей». Мы работали в клубе поселка Шевлякова. А потом перебрались в Майданово. Я был руководителем и играл на разных инструментах: клавишах, барабанах, бас-гитаре.
Владимир Гнедько. Я до армии играл, в армии играл, ну и после армии. Всегда был соло-гитаристом.
Александр Пантюшенков. Мне довелось поиграть на барабанах в «Прометее», дальше гитару взял. Параллельно учился в Московском институте электронной техники. Потом сел за пульт, отвечал за всю электронику: паял, чинил, мастерил.
Виктор Янус. Я был барабанщиком очень многих ансамблей. И в «Аверсе» я барабанил, и в «Мелодии». А «Бумеранг» стал последним местом, где мы играли вместе с Александром Никольским. Вообще мы с ним начинали, когда ему было 14 лет, а мне 16.
Эпизод 2. «На тысячу ватт мы врубим аппарат»
— Где вы брали аппаратуру и инструменты?
Андрей Тихонов. Сейчас расскажу. Я работал на «Химлаборприборе». С мужиками там в цеху договорился. За литр купил четыре листа ДСП. И мы строгали всё своими руками. Колонки делали. Сашка Пантюшенков всё рассчитывал, он же электронщик. Короче, у нас колоночки были – будьте любезны!
Виктор Янус. Свадьбу отыграем. 150 рублей заработаем. Гитару гэдээровскую купим «Musima Deluxe 25к». Вот оно счастье!
Эпизод 3. «Приносит новый день свои слова»
— Вам приходилось проходить аттестацию, что это такое?
— Для того, чтобы работать на танцах, ансамбль раз в год должен был пройти аттестацию. Прежде всего, следовало залитовать программу. Я как руководитель заполнял рапортички. Свои песни нам запрещали петь, которые сами сочиняли. А у нас один год был 1983-й, когда вся программа из своих песен состояла. Но чтобы ее пропустили, мы писали вымышленных авторов: Борис Майоров, Роман Борисов и так далее.
Виктор Янус. Меня в 1985 году не выпустили в Чехословакию, потому что я тексты для песен писал.
Владимир Гнедько. Нехорошие.
— Что в них было нехорошего?
Виктор Янус. Ничего. Я писал против ядерной войны. Но это были мои слова.
— А как обстояло дело с иностранными песнями?
Виктор Янус. Было высшей наглостью написать: музыка Джона Фогерти, слова Пола Маккартни. Тебя расстреляют и посадят!
Эпизод 4. «I’m going to Kansas City»
Андрей Тихонов. Еще был у нас в группе Американец.
Виктор Янус. Игорь Трудович Шлосберг.
Андрей Тихонов. По паспорту – татарин.
— Почему «Американец»?
Андрей Тихонов. Мы в Майданове играли песню «Канзас-Сити», рок-н-ролл на английском языке. И когда он пел, ребята с площадки кричат ему: «Не правильно поешь!». А он им в ответ: «Я по-американски!». Так к нему и привязалось прозвище – Американец.
— Как случилось, что дискотека со временем вытеснила танцы?
Андрей Тихонов. Я могу сказать почему. Во-первых, минимальные затраты на аппаратуру. Зарплату музыкантам платить не надо. Я в ресторане последние восемь лет отработал и хорошо знаю, о чем говорю. Всё упиралось в деньги. На дискотеку ты магнитофон приволок, кассету воткнул и пусть пленка крутится.
Эпизод 5. «Стремления наши известны»
— Стремились вы к продвижению творчества группы за пределы Клина?
Владимир Гнедько. Да бесполезно! Помню, играли на поселке Чайковского вместе с Американцем композицию…
— Что за композиция?
Александр Пантюшенков. Это было попурри на тему истории советской власти: от самого начала до последних дней.
Владимир Гнедько. По тем временам это была хорошая композиция. И вдруг подходят ко мне какие-то ребята и спрашивают: «Вы это всё сами сочинили?» Я говорю: «Вообще-то, да». «Вот сиди здесь и жди, к тебе придут!». Я с тех пор и жду, и никто ко мне не пришел.
Эпизод 6. «Всех настоящих первых помянуть»
— Какова была роль Валерия Михайловича Халонена в зарождении клинской рок-музыки?
Андрей Тихонов. Он стоял у истоков вокально-инструментального жанра. Был знаком со всеми музыкантами. Его ансамбль «Магелланы» появился самым первым. Это все равно как Градский – отец русского рока, так и Халонен в нашем городе.
Валерий Халонен, клинский композитор. Честно говоря, волновался за друзей музыкантов. Знал, что они долго не играли на сцене. Но всё-таки все молодцы. Просто невероятно, что всё это состоялось. Спасибо Клинскому рок-клубу за организацию концерта. К сожалению, список ушедших музыкантов на моей памяти велик. Каждый достоин, чтобы о нём вспомнили. Мне очень памятен Александр Никитин – блестящий музыкант, который играл в группе «Магелланы». Александр Голубев, принимавший участие в постановке моей рок-оперы «Песня про купца Калашникова» еще в 70-е годы. И Евгений Мерников, внесший свой вклад в исполнение этого произведения, которое в то время как-то прозвучало. С Александром Никольским я в последнее время часто встречался. И эту идею ветеранского концерта он очень поддерживал. Мне с ним пришлось поработать, когда в Майданове была группа «Парк». Мы готовились поставить рок-оперу «Мцыри» по Лермонтову. Я написал музыку, и Александр внес очень многое в инструментовку. К сожалению, постановка так и не состоялась.
Дмитрий Кириллов
Фото из архива Олега Спиридонова
(Продолжение следует)