Миг-после спектакля

Любительский театр «МИГ», созданный Любовью Шаталовой в 1985 году в в ДК «Пульс», в 2005 получил звание «Народный» и уже несколько раз подтверждал его. Начав с новогодних представлений, «МИГ» со временем стал культурным событием в жизни Клина.

Его спектакли ждут в городе, они награждены дипломами и призами на различных фестивалях и конкурсах. Постановки Любови Шаталовой всегда полны внутреннего драматизма, заставляют задуматься о смысле жизни. Любовь Леонидовн рассказала о том, как пришла в театр и осталась в нём навсегда.

Мои родители не имели отношения к театру: отец служил на аэродроме в Клин-5, мама – клинчанка – работала в «Химлаборприбор». Поженились в Клину и когда мне было 1 год 8 месяцев, мы переехали в прекрасный город Николаев, жили в своем доме на окраине. Родились брат и сестра. В то время как раз у меня явно проявлялись актёрские способности в детских играх, домашних представлениях. Все говорили: «Наша артистка».

Я обомлела от красоты!

Позже, стала собирать вокруг себя ребят. Мы показывали концерты, песни пели. В третьем классе я, по семейным обстоятельствам, попала в школу-интернат. И нас привели в Дом пионеров, нужно было выбрать, чем мне хочется заниматься. В балет пойти не получилось, а вот в кукольный театр записали. Там преподавала бывшая актриса, она была очень похожа на Марину Ладынину и шутила по этому поводу, что это она снималась в кино. Мы очень гордились этим. Было жутко интересно, стояла специальная стационарная ширма, были спецэффекты, прожектора. Мы сами изготавливали кукол, декорации и играли в сказках. В одном спектакле я просто дула в трубку, которая создавала эффект превращения, вдруг – вспышка и появлялась ведьма!

Но самое яркое впечатление у меня осталось, когда нас повели в филармонию. Я обомлела от красоты! На сцену светят прожектора, выходит тетя, такая толстая, в красивом блестящем платье, и поёт. Я была в восторге: музыка, блеск костюмов, яркий свет, всё это поразило меня до глубины души. Мне казалось, что именно на сцене настоящая жизнь, которая гораздо интереснее жизни обыденной.

Театр юных романтиков

Мы с мамой вернулись в Клин. Учиться я продолжила в Спас-Заулковском интернате. Опять собрала детскую команду и стала репетировать сказку.

Удивительный психолог и педагог, Нина Ивановна пригласила в интернат настоящего режиссера для создания детского театра. К нам в школу пришла учительская семья Хащиных. Елена Людвиговна у девочек вела домоводство, ее муж Леонид Константинович, преподавал труды у мальчиков. Вместе они создавали детский театр. Назвали его «ТЮР» – театр юных романтиков. Елена Людвиговна удивительно талантливый человек, в прошлом, актриса. С нею рядом всегда было интересно, она с материнской любовью относилась к каждому из нас.

я в 3 кл
Люба Шаталова в школе

Романтика ромашковых полей

Первой постановкой нашего театра стала сказка «Одолень-трава». Это было интересно, даже спецэффекты делали с цветными пленками, меняя свет. В спектакле я была лирической героиней, у которой братца заколдовали. Мне сшили сарафан, вплели косу, я впервые узнала, что такое грим, и как он преображает нас на сцене. Первая роль Марфиньки принесла первый заметный успех.

Нашу вторую сказку «Тайна черного озера» заметили в районе. О нас написала газета «Серп и молот». Горком комсомола выделил автобус, и мы начали ездить по Клинскому району. Выступали в клубах, где народ собирался на спектакль. Вечерами сидели у костра, а рядом – ромашковые поля. Романтика!

«Барабанщица»

Следующей пьесой наша руководительница взяла «Барабанщицу» Афанасия Салынского. Действие разворачивалось в освобожденном от фашистов городе. Главная героиня – красавица Нила Снежко, которая всё время путалась с немецкими офицерами, но в действительности была советской разведчицей. Этот спектакль шёл в Театре Советской Армии. Мы посмотрели постановку, и я прорыдала всю обратную дорогу.

Первоначально в спектакле я была мамой главного героя – военврачом, а роль Нилы играла другая девушка. И когда она заболела, с первых проб на эту роль взяли меня.

Было сложно. Я не была худенькой на казённых харчах, поэтому демонстративно отказывалась от обеда или ужина. Очень хотелось быть красивой, как того требовала роль.

Помню, в спектакле был момент, когда героине надо было провести немцев, которые хотят понять, почему погиб немецкий генерал. За выяснением этих обстоятельств, офицер пришел к Ниле Снежко. Тут в ход пошло вино, раздевание до купальника и танцы с аккордеоном на столе среди бутылок. А мне семнадцать лет, я очень стеснительна.

«Как я буду раздеваться при всех?». Для роли сшили великолепное платье, с розой сбоку на поясе, его можно было мгновенно снять. Нашли слитный купальник, и долго-долго репетировали. Я с трудом преодолевала свои комплексы, но сыграть эту роль очень хотелось.

На премьеру собралась вся школа. В финале все рыдали, потому что мою героиню убивали. Я поднимала руку и, умирая рядом с любимым, говорила: «Запомните нас весёлыми!». Спектакль показывали несколько раз и всегда с аншлагом.

Все учителя говорили, что мне нужно в театральный. Я чувствовала, что меняюсь после каждого спектакля.

финал барабанщицы
финал барабанщицы

С театральным не сложилось

Я мечтала о театральном институте, но была слишком робкой и закомплексованной, а конкурс в театральный – сто человек на место. Я читала драматические вещи, но в списках поступивших себя не нашла.

В итоге устроилась в театр костюмером-одевальщицей. Нужно было приготовить и разнести костюмы по гримуборным, помочь актёрам одеться. Для меня это была школа жизни, я увидела интересных людей, заслуженных артистов, прекрасные спектакли, и еще раз убедилась, что всем сердцем меня тянет в театр.

В Клину я играла в драматическом кружке под руководством Юрия Михайловича Литвинова, бывшего актера. Тогда познакомились с Александром Хатунцевым, который в дальнейшем, уже в моём театре, стал ведущим актером. А тогда, мы вместе играли в революционном спектакле. Но душа стремилась к образованию.

Поступила на очное отделение режиссерского факультета в культпросветучилище в Химках. Я была в лучших ученицах, когда окончила училище. Через некоторое время поступила в институт культуры на режиссерское отделение. Педагогом был Александр Григорьевич Щекочихин, режиссер Московского Театра мимики и жеста.

На третьем курсе института, по приглашению директора ДК Термометрового завода Р. И. Эльштейн, я перешла работать руководителем театрального кружка в ДК.

«Сорок первый»

Сделала первый спектакль «Сорок первый» по рассказу Бориса Лавренёва. Зрители собирались в фойе. Спектакль начинался там же. За белогвардейским офицером по длинному коридору ДК бежали красные и стреляли. По лестнице гнали его наверх. За ними все зрители бегом бежали, чтобы не прозевать действо.

Зал располагался на втором этаже и был рассчитан человек на тридцать. Перед спектаклем мы вынимали стеклянные окошки и вставляли фильмоскопы вместо прожекторов, чтобы высветить сцену. В одном углу было море, где главные герои были на шлюпке. Во втором углу был остров, здесь Марютка и Говоруха-Отрок приходили в себя, и разворачивалось действо. Даже приглашения на спектакль я делала специальные. Они были поделены молнией на красную и белую част-хи, края обожжены. Через годы встречала людей, которые говорили, что помнят этот спектакль.

«Девочка-апрель»

Дипломным спектаклем стала работа по пьесе Тамары Ян «Девочка и апрель» о выпускниках школы. Первая любовь, первое предательство, сплетни. Чтобы набрать актеров, я ходила в школу и отлавливала ребят на перемене. Присмотрю кого, говорю: «Подойди сюда, приглашаю тебя играть в спектакле. Он про первую любовь, там на рапирах будут драться. Мы тебя всему научим, приходи!». Вытащила одного, другого, тот привел дворовую компанию.

Спектакль получился не очень сильный, но волновала тема. Какой кровью мне эта постановка далась! Было трудно справляться с большим количеством ребят. Я ещё хлипкий режиссер была, не хватало опыта. Но дипломный спектакль был принят. После спектакля родители благодарили: «Наши мальчишки дрались во дворе, а теперь на репетиции бегают!».

Театр «Миг»

Наш театр начался с новогодних постановок в 1985 году. Это были дети и взрослые, с ними мы работали и готовили сказки, которые смотрела разная зрительская аудитория. Постепенно сложилась команда любителей, которая решила заявить о себе, как о созревшем театральном коллективе. В 2002 подошли ко мне актеры, которые участвовали в новогодних сказках, и спросили, почему спектакли раз в год ставим? Я и задумалась о серьезных постановках для взрослых людей.

дурочка и зек
Дурочка и зек

Как раз в журнале «Современная драматургия» мне попалась пьеса «Кукла для невесты» Александра Коровкина. Я серьёзный человек, но жутко смешливая. Читая пьесу, прохохотала полтора часа.

Для премьеры сложилось всё: рядом со мной были талантливые ребята: Александр Хатунцев, Светлана Жильцова, Юрий Демидов, Дмитрий Шабаев. Долго не могли найти героиню пьесы, а потом пригласили Наталью Клягину. Своими руками делали декорации, ребята выпиливали два дома деревенских. С крыльцом, заборчиком, колодцем деревянным. На заднике были яблони с огромными яблоками, было что-то лубочное в этом.

И спектакль состоялся! Было около десяти показов, и зал всегда был полон. Клинчане с восторгом приняли нашу первую серьёзную работу для взрослых. Даже легенды пошли о нас. Говорили, что в Клин приезжал московский театр, и показал замечательную пьесу, такую, что все запомнили. Мы появились в такое время, когда была востребованность в театре.

Первый спектакль дал толчок для дальнейшего развития, объединил и подвиг на то, чтобы дальше ставить спектакли. Мы объявили себя любительским театром. Искали название и решили, что «мгновение» – это то, что надо. Остановились на варианте «Миг». Каждый спектакль – это мгновение, которое никогда не повторится. Неповторимо нечто, что возникает в соединении эмоций артистов и зрителей, объединяет их в единое целое. Это может состояться, а может и нет, но когда это происходит – называем высшим пилотажем, потому что никто не уходит прежним, ни тот, кто на сцене, ни тот – кто в зрительном зале. Это классно, это самое высокое!

Театр должен быть духовным и по-другому быть не может. Я чувствую себя счастливой, когда репетиция удалась, когда все работают с удовольствием, понимают и поддерживают друг друга.
Многие зрители просят показать что-то из наших старых спектаклей. Но я не люблю возвращаться к постановкам, которые я делала раньше, потому что каждый раз сгорает частица меня, когда работаю над спектаклем, настолько выкладываюсь эмоционально.

Театр – это такая возможность вложить душу, сохранить ценности, создать ориентиры! Здорово, если бы детки занимались в студиях и кружках. Очень обидно, что школам не до этого.

Каждый спектакль – отдельная страница в биографии театра

Я часто сомневаюсь в выборе пьесы для постановки, кажется, что зрителям нужно дать что-то полегче, повеселее, а не загружать их сложным и философским. Мои актёры говорят: «Любовь Леонидовна, вы очень строги к себе. Зрителям нравятся наши спектакли, не переживайте». Но мы влияем на души, заставляем думать, поэтому нужно влиять в хорошую сторону.

В Доме культуры «Пульс» мы поставили ещё три спектакля. Второй я ставила после повышения квалификации, когда занималась у известного столичного режиссера Валентина Плучека. В репертуаре столичного театра мне очень понравилась пьеса Акопова «Почти рождественский рассказ». Мы начали работать над её постановкой и готовили театральную гостиную с полумистическим и удивительным спектаклем «Ля шапито» («Мартышка») Ломовцева. Было очень много сомнений ставить или нет. В «Мартышке» длинные монологи, сложно для восприятия, но в спектакле заложено много тепла и любви.

Когда мы выпустили эти два спектакля, обратилась девушка с просьбой поставить одноактный спектакль по французской пьесе «Странный мир театра». Главную роль актрисы-примы она попросила сыграть меня.

Второе рождение «Мига»

В 2005 из «Пульса» я ушла в «Джаз-клуб» в Майданове, сейчас он называется Дом культуры «Майдановский». Его прежний директор Людмила Загис, как и другие руководители клуба Надежда Лубянская, Татьяна Полиенко поддерживают театр. Первым, уже в октябре 2005 года, сделала Есенинский вечер вместе с оркестром легкой музыки под управлением Анатолия Серебренникова.

В 2006 году «Миг» долго искал, что поставить. Хотелось героическое, красивое. Но попалась пьеса Александра Марданя «Последний герой». В ней людей выселяют из дома, чтобы снести и выстроить на этом месте торговый центр. Главный герой сопротивляется. Финал со знаком вопроса, чем завершилось противостояние человека и бизнеса. Посоветовалась с актером Александром Хатунцевым. «Это надо ставить!», – заявил он. – Сколько людей страдает из-за похожих проблем. Театр должен обращать внимание на такие вещи». Об этом спектакле много говорили.

С «Последним героем» мы защитились на звание «Народный». Я хочу поблагодарить бывшего начальника управления культуры Елену Уманскую. Она поддержала наш театр. По её настоянию вышли в Министерство культуры с ходатайством, и нам было присвоено звание. После этого мы начали ездить на фестивали по Подмосковью и российским городам, где становились победителями и лауреатами.

«Миг» – это семья

Каждый любительский коллектив – это семья. Костяк театра – около 20 человек, творческие люди тянутся друг к другу. Как в любой семье, не только общие праздники бывают, но непонимание и ссоры.

Визит инспектора
Сцена из спектакля «Визит инспектора»

За последнее десятилетие «Миг» показал 15 спектаклей. В нашем репертуаре разные вещи: драмы, комедии, пьесы Горина «Забыть Герострата», Гансовского «Северо-западнее Берлина», Воронова «Страсти по Торчалову», Пристли «Визит инспектора», Лидского «Дурочка и зек», Белова «Мамуля» Людвик «Примадонны». Недавно собрали аншлаг с комедией Финка «Голубцы по объявлению». На наши спектакли приезжают из Москвы, Солнечногорска, Зеленограда.

Из всех поставленных спектаклей сложно выделить самые любимые. Каждый спектакль – своя история. Люблю «Почти рождественский рассказ» «Забыть Герострата», «Диоген», «Страсти по Торчалову», «Дурочка и зек», «Мамуля», «Ты никогда не каталась на верблюде?», «Любовное приключение слегка небритого мужчины».

Театр – это жизнь

Выпуская новый спектакль, я начинаю думать над следующим. Интересуюсь, какой материал побеждает на фестивалях, какой репертуар у театров, читаю критиков. По крупицам вычисляю, на чем нужно заострить внимание. Сейчас хожу под большим впечатлением от нескольких пьес. Пришло такое время, когда театр должен сделать что-то такое, чего еще не было, иначе мы закиснем. Мы устали от комедий. Хочется глубины, по-настоящему серьезных вещей. Потому что мы знаем, у нас есть такие зрители, которые способны все понять.

Я всегда считала, что в театре – настоящая жизнь! Человек одарен огромным количеством эмоций, но как и клетки мозга, мы используем их не все. Мы закрыты и сдержаны, а в театре есть возможность проявить себя, прожить жизнь по-другому, пусть на сцене, но как в жизни! И подарить людям радость, надежду, счастливые мгновения встречи с НАСТОЯЩИМ!

P.S. Театр «Миг» ждет девушек и юношей для участия в спектаклях.

1 931 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики