Художник Татьяна Алексеевна Маврина не была клинчанкой, но Клинская земля занимало значительное место в её творчестве. Предлагаем читателям эссе об этой замечательной женщине, и её творчестве…
Всегда интересно встречаться с человеком, который как-то связан с твоими знакомыми, друзьями, родственниками. А если он к тому же человек творческий, не равнодушный к истории твоего родного края, тогда ваш интерес к нему возрастает вдвое. Такое чувство, я думаю, испытываете и вы, уважаемые читатели, при знакомстве с творчеством живописца, иллюстратора и графика Татьяны Алексеевны Мавриной.
Неклинская клинчанка
Однако какое отношение она имеет к Клину или хотя бы к району? Самое прямое. Ведь она очень любила поэзию А. Блока, и многие её работы связаны с Шахматовым, Бобловым, Таракановым… В свою очередь, Татьяна Алексеевна вспоминала, что строчки Анны Ахматовой «И помнит Рогачёвское шоссе разбойный посвист молодого Блока» заставили её отправиться на поиски этих мест и зафиксировать всё увиденное: лес, коричнево-фиолетовые и голубые лужи, цветущие ивы, красно-жёлтые в серой воде. Серо-зелёные дали, березовую рощу на горе и ручей, бутылочно-зелёный в леопардовых берегах.
Поэзия Блока всю жизнь вдохновляла Татьяну Алексеевну на изображение музыки, разлитой в природе. Её работы – радостный гимн земному бытию и красоте мира. Её стиль берёт начало от картин Матисса, Ренуара и Ван Гога, Сезанна, Пикассо. В её книге «Гуси-лебеди, да журавли» – 100 цветных иллюстраций с видами блоковского Подмосковья со стихами и прозой Блока. Названия её работ, сделанных в наших родных клинских угодьях: «Боблово», «Бобловские дали», «Кони в Боблово», «Река в Боблово», «Бурьян в Боблово», «Белая туча в Боблово», «Бобловские холмы». Остальные работы сделаны в Григорьевском, Тараканове, Шахматове и других местах, помнящих Александра Блока. Все эти работы пронизаны любовью к нашему краю. Вот как пишет сама художница о наших краях: «В Боблове немыслимые заросли всякого бурьяна, с какими-то особыми красивыми голубыми цветами, очень жгучими, если их сорвать. Дикие крупные яблоки и очень крупная вкусная черемуха. Изрешечённая временем обширная рига-сарай. Бобловская седая берёзовая роща. И скачут кони…»
Невольно вспоминается Архип Куинджи, который отдыхал в Боблове у Д.И. Менделеева. Но там нужно было действительно отдыхать… от работы. Это были непременные условия для всех художников, гостивших в Боблове. Однако Куинджи не удержался и сделал-таки наброски к своей «Берёзовой роще». Кто не знает эту работу? Наверное, именно об этой роще и пишет Татьяна Маврина.
Какие-то из названных деревень, как и сам музей в Шахматово, сегодня относятся уже к Солнечногорскому району. Но вот деревни Воронино и Попелково остались клинскими. Эти работы сделаны карандашом, но тает сердце от этой простоты. Приволье-то какое! И солнце здесь выше, и трава зеленее. Совсем как в далеком детстве.
Увлечённая женщина…
Татьяна Алексеевна родилась в 1900 году. Окончила легендарный ВХУТЕМАС, стала впоследствии Лауреатом Государственной премии СССР. Её художественное наследие: празднично-декоративные картины, лубочные иллюстрации к произведениям классиков.
После войны она увлеклась народным творчеством: собирала иконы, глиняные игрушки, подносы, вышивки. Сама делала копии лубков и прялок; расписывала туески, подносы, бутылки. Таким образом, художница создала свой собственный почерк – декоративный, яркий, лихой, основанный на принципах народного примитивизма. Поэтому её порой называют «самой русской из всех художников». Хотя есть у неё и неплохие акварели, есть целая серия картин видов Москвы.
Эта увлечённая женщина много путешествовала по русским городам и создала целый иллюстрированный альбом. Есть картины в стиле «ню». Но всё же, как она сама говорила, её любимая тема – «земля и небо». Действительно, посмотрите на её работы… В своём дневнике она как-то записала: «Моей музой будет птица, берёза и конь». И всего этого в её творчестве хватало. Одному блоковскому Подмосковью она отдала более двадцати пяти лет свой жизни.
Последние годы жизни – а прожила она 96 лет – Татьяна Алексеевна писала из окна. Коней она, конечно, уже не видела, а вот птицы и деревья остались. Ещё очень любила цветы и всегда просила друзей приносить ей букеты. Они приносили… Но увлечённая художница уже спешила выпроводить посетителя, чтобы рисовать и рисовать эти новые цветы.
Татьяна Алексеевна писала не только картины. У нее есть замечательная книга «Цвет ликующий». Вот зарисовки из неё: «У Зубовской фабрики, куда часто ездили Блок и Любовь Дмитриевна, речка Лутосня широкая, обросла большими ветлами, и мост через неё – каменный. Мужики с яркими пластмассовыми тазами идут в баню и из бани. Мокрыми сосульками на лице и шее висят их расчёсанные волосы.
Второй большой мост. А шоссе такое густо-синее, что делит пейзажи кругом, как ножом. По бокам цветут акации, сирень, сизые ёлки с обрезанными верхушками. Наперегонки вылезают из густой травы купавки, синие столбики, раковые шейки, герань, лютики, сурепка большими букетами. «Пора цветенья началась»… «Дорога манит». Дороги и тропки я люблю, даже слишком, от жадности.
Третий мост в Заовражье. Речка уходит из холмов и долов в торфяные ровные поля, незаметно впадает в реку Сестру».
Дар видеть мир
Художница была хорошо знакома с известным организатором и вдохновителем блоковских праздников С. Лесневским, подолгу с ним беседовала. В её дневнике есть такая запись: «8.11.80. Пистунова прислала 20 экземпляров с моей статьёй «Гуси-лебеди да журавли» – хвалят все, даже Лесневский».
Встречалась она и с А. Блоком, о чём писала так: «Блока я видела в мае 21-го года в Политехническом музее на вечере… Вот вышел Блок – любимый, обожаемый поэт моей юности. Вот – тишина в зале, и голос с «того света». И сам он, больной, уже был нездешним. Никто не кашлял, не чихал. Слова падали медленными каплями в тишину зала. Видно было, что ему говорить трудно, а нам слушать надо… и он читал. Худой, окаменелый. Но после этого вечера по-другому его стихи я и читать не могу, и слушать чье-либо чтение по-другому тягостно…
Откуда Блок взял голос и ритмы для чтения своих стихов? Наверное, из былинных напевов, из народных причитов, заговоров, где каждое слово весит много. Этим поэт как бы зашифровывал свои страстные слова о звёздах, любви и жизни».
А вот откуда у художницы этот дар видеть мир так необычно красочно? Наверное, из детства. Ведь Татьяна Алексеевна вышла из интеллигентной педагогической семьи. Соответственно, получила воспитание, как и полагается: рисование, музыка, языки, фольклор и народное искусство. Излюбленным развлечением детей в семье Лебедевых был домашний театр. Для этого был сделан специальный ящик, занавесом служил платок. В ящик вставлялись разрисованные Таней и Катей листы. Сергей с выражением читал сказку Пушкина о царе Салтане, а другие дети меняли картинки почти на каждую строфу. Зрителями обычно были мать и кухарка, а иногда и гости отца.
Мы, люди старшего поколения, когда-то выросли на книгах с иллюстрациями Татьяны Мавриной и своим детям такие книги читали с удовольствием. Их было великое множество, так нам казалось. Действительно, Татьяной Мавриной было оформлено более 200 книг. Правда, вникая в их содержание, мы чаще интересовались авторами текстов, не обращая внимания на фамилии иллюстраторов. Однако без их работ книги потеряли бы многое. Можете проверить на своих внуках. Уж они точно выберут такие – с яркими, красочными картинками, как у Татьяны Мавриной. Ведь недаром она – единственная в России награждена Золотой медалью Андерсена за иллюстрации детских книг.
Татьяна Кочеткова
От редакции: Среди наших читателей наверняка есть краеведы, историки и сотрудники музеев, которые хорошо знают историю края. Редакция «Клинской Недели» с радостью опубликует их материалы по этой теме. Присылайте свои заявки и материалы по адресу: nedelka-klin@nedelka-klin.ru