Наконец-то мы встретились с ним в его деревне Майданово, ставшей с недавнего времени улицей Радищева. Имя лучшего музыканта нашего района Вячеслава Земскова известно сегодня многим горожанам, поклонникам его творчества. Этот старожил музыкального Клина, душевный и общительный человек очень обрадовался нам. Поэтому, отложив свои домашние дела, тут же в палисаднике повёл нас к уютному столику, утопающему в кустах душистой сирени.
Всё же хозяин дома – редкий для нашего времени человек. Ведь вся его жизнь была связана с родной деревней, родным домом. Куда только судьба его ни бросала, но как морской корабль, пройдя сквозь штормы и туманы, он опять и опять возвращался в родную гавань. Такое постоянство Слава проявил не только к родительскому дому, но и к своей профессии музыканта. Весь его мир буквально с детства был пропитан этой самой музыкой. Этому способствовал в первую очередь его отец – П. А. Земсков. Среди своих земляков в Майданове Павел Афанасьевич в молодые годы был более известен как умелый плотник, но со временем стремление к музыке взяло своё.
Тогда, в двадцатые годы прошлого столетия, в Клину насчитывалось немало музыкальных коллективов. Город славился своими струнными и духовыми оркестрами. Как правило, они рождались в заводских клубах, известных по названиям своих предприятий: «Чугунка», «Железнодорожный», «Стекольный», «Лабор». Молодых людей, желающих записаться в те коллективы, было предостаточно. Хороших музыкантов можно было пересчитать по пальцам, и баритонист Паша Земсков был востребован повсюду.
Баритон в духовом оркестре равнозначен виолончели в симфоническом. Лучших баритонистов ценили на вес золота. Многие из них становились со временем руководителями оркестров. Такими, например, стали впоследствии Андрей Базилев – на «Комбинате», Георгий Малышев – на «Стекольном» и Евгений Кондратьев (к тому же игравший на тубе) – на «Высоковске». Но это случилось уже позже, после войны. С появлением же Майдановского клуба в 1936 году одним из первых руководителей его духового оркестра и становится Павел Афанасьевич Земсков. Его мастерство как музыканта с годами выросло настолько, что в начале войны его призвали в музыкальный взвод центральных военных курсов «Выстрел». С тем взводом он и прошёл всю войну, вернувшись в родное Майданово в победном 1945-м. Там его и ждала любимая жена Прасковья с тремя сыновьями. Его сын Вячеслав Павлович Земсков вспоминает и военные годы, и… всю свою жизнь:
– Тогда, в декабре 1941-го, мне только-только пошёл четвёртый год. И вот к нам в Майданово пришли немцы. И хотя я был ещё ребёнком, но запомнил, как они ввалились в нашу избу. Мы с мамой и братьями забились за печку. Я заплакал, мама испугалась, начала меня успокаивать, тут подошёл кто-то из солдат и стал кричать. Но другой, видно, старший по чину, оттащил его в сторону, сунул мне в рот конфету-ландринку и приказал всем лезть на печку, где я и заснул. Ещё помню, как наши, в белых халатах, пришли на лыжах в деревню. Они делились с нами хлебом, гладили меня по голове. Вроде давно всё было, а вот не забыл.
Помню ещё, как пришла Победа. Тогда был солнечный день, и вдруг в класс вбежала учительница Екатерина Ивановна. Такая радостная, взволнованная: «Ребятки, война кончилась. Победа!». Мы тут же выскочили из-за парт: какой уж там урок, когда такой праздник. Мне кажется, после этого и жизнь по другому руслу пошла. Вскоре папа с войны вернулся, и хотя было ещё трудно, но все в деревне как-то дружно жили.
Конечно, нам, ребятишкам, было вольготно жить здесь: река под боком, тут же луговины, аэродром. Сколько военных самолётов было тогда на нём, какие парили планеры, а уж про парашютистов и говорить нечего, – насмотрелись вволю. Сколько мальчишек мечтали тогда стать лётчиками. А какой у нас был стадион! Какая сильная футбольная команда с любимым тренером Николаем Сергеевичем Надышневым! Тогда рождалась уже другая мечта – стать футболистами его команды. А как не вспомнить Андрея Георгиевича Базилева…
Вы спросите, кто он такой? Как, вы не знали Базилева, того самого, который после войны создал в городе лучший духовой оркестр?! Вы не видели тот оркестр на первомайских демонстрациях, не слышали его в клубе, не танцевали под его музыку? Тогда вы много потеряли. А Майдановский парк… О нём надо говорить отдельно.
Кто не бывал в Майдановском парке, тот не может представить себе его очарования. Это потом я узнал, что наши места исторические, что они были связаны с самим П. И. Чайковским. Для ребятни сороковых годов наш парк был к тому же и местом мальчишеских забав, настоящих праздников со всякими аттракционами, всеобщим весельем, лабиринтом тенистых аллей, лодками, скользящими по глади пруда, горбатыми мостиками и музыкой духового оркестра. Я вырос под его звучание, и этому способствовал не только мой отец, но и старый майдановский парк.
В 1951 году руководителем духового оркестра комбината становится Андрей Георгиевич Базилев. Об организаторских способностях этого человека можно было судить уже по тому, что через год его оркестр становится лучшим в городе. Попасть в него считалось редкой удачей. Что уж тут говорить про меня, мечтавшего стать музыкантом? И хотя я согласен был играть на любом инструменте, но в душе обожал кларнет. Его звучание меня завораживало. К тому же я очень завидовал кларнетистам, точнее их пальцам, искусно бегающим по клавишам этого удивительного инструмента. Однако попасть учеником к самому Базилеву было весьма затруднительно, ведь у него играло немало опытных музыкантов. Среди них были такие мастера, как Г. Малышев, В. Ремизов, В. Тупичкин, которые входили в состав военных оркестров на фронтах Великой Отечественной. Где уж тут до занятий с пятнадцатилетним учеником, когда даже не всем маститым музыкантам хватало духовых инструментов.
Так что моя музыкальная карьера началась с Майдановского… струнного оркестра под руководством Николая Ивановича Грибкова.
Всё началось с домбры, с разучивания мелодии к популярной тогда революционной песни «Смело товарищи в ногу». В оркестре нет плохих инструментов, каждый из них отличается своим звучанием, и вся гармония звуков, соединяясь в одно целое, создаёт в оркестре нужную мелодию. Здесь важно не только мастерство музыканта, но и его отношение к музыке, к своему инструменту. Однако в моих мечтах оставался всё тот же кларнет. К нему я пришёл чуть позже и так привязался, что, не окончив десятого класса, подал документы в Калининское музыкальное училище и, к своему счастью, был принят по классу любимого инструмента.
Так началась моя жизнь профессионального музыканта. Куда только потом судьба меня ни бросала, где я только ни учился, начиная от указанного училища и школы рабочей молодёжи до Воздушной обороны. Накопил опыт в ходе выступлений эстрадных оркестров различных филармоний. Особо запомнились та же Калининская, Ростова-на-Дону, Ставропольская, Астраханская и Московская. Позднее я пробовал себя и в качестве педагога по классу того же кларнета в детских музыкальных учреждениях.
Но где бы я ни бывал, чтобы ни делал, всегда помнил о своём Майданове, о доме. Родная сторонушка постоянно тянула меня к себе. И сейчас, уже в зрелом возрасте, чувствую эту тягу к ней – по-особому. Вроде и благоустроенная квартира есть у меня сейчас, и удобно в ней, и хорошо, а вот без родительской избушки, без своей деревни не могу. В общем, жизнь в целом удалась, вот только супруга ушла из жизни рановато, но остался сын. С возрастом, правда, и от музыки как-то отошёл, играть уже не могу, а так хочется, как прежде, взять в руки кларнет или саксофон и… Чтоб музыка несла меня словно на крыльях, чтоб чувствовал каждую её нить, каждую ноту. Нет, это чувство сжилось со мной навечно. Поэтому и обожаю бывать на концертах здесь, в Майдановском клубе.
В нём бывает много интересного. В нём и мои друзья – музыканты: Анатолий Серебренников, Арсен Кочухидзе, Евгений Клюев, Юрий Сидоров, Игорь Прусаченков, да разве всех перечислишь. А какая молодёжь способная сегодня, один Максим Земсков чего стоит. Да, жизнь не стоит на месте. Изменилось и моё Майданово. Но всё равно родное оно мне. Помните слова известной песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Здесь мой причал, и здесь мои друзья, всё, без чего на свете жить нельзя…»? Это про меня, мечты мои исполнились: значит, я – счастливый человек.
Владимир Тасин