«Дом в Клину» и его юбиляры

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Нет, уважаемый читатель, я не ошибся – никакого юбилея в этом году П.И. Чайковскому не отмечалось и не предвидится, но его клинскому музею, «рождённому» в декабре 1894 г., когда в книге отзывов первый экскурсант оставил свою запись, исполнится 130 лет. Именно столько же пролетело лет и со дня появления на свет автора известной книги «Дом в Клину» В. В. Холодковского. Она вышла из печати в 1958 г., не раз переиздавалась, и до нашего дня остаётся любимой для поклонников творчества великого композитора.

Вот что сообщала об этой книге, ставшей одной из самых популярных, Главный хранитель дома-музея П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры РСФСР Н. А. Викторова:

«Дом в Клину» В. В. Холодковского – добрая книга. Она сделала немало для популяризации музея. До сих пор в музей постоянно поступают запросы с просьбой помочь приобрести эту книгу, и все адресаты единодушно с большим теплом отзываются об её авторе.

Для того чтобы создать такой труд, как «Дом в Клину», нужно было изучить множество материалов, автографов, источников, встретиться с людьми, знавшими композитора и, главное, глубоко любить Чайковского. Труд В. В. Холодковского был плодотворен. Он сумел заразить своей любовью читателей, сумел вызвать у них интерес к Чайковскому, стремление знать о нём больше и желание повидать собственными глазами всё, что связано с великим композитором.

Книга пережила своего создателя (он скончался в 1961 г.) и сделала большое, нужное дело. Несомненно, каждому новому читателю она доставит много приятных минут, приобщит его к миру прекрасного, и он с благодарностью произнесёт имя её автора – Владимира Вениаминовича Холодковского».

И сегодня, по истечении более полувека, эти слова не теряют своей значимости. И сегодня, не только начинающие, но и зрелые экскурсоводы перечитывают это произведение снова и снова. Особенно это касается любителей истории клинского края. Ибо, знакомясь с этой книгой, они лучше познают родные места и вкушают всю прелесть русского языка, излагаемым автором.

Рассказывая о жизни любимого композитора, о Клине, его жителях второй половины девятнадцатого века, Владимир Холодковский даёт возможность сопоставить то прошлое с настоящей действительностью, которая, в свою очередь, меняется со временем. Взять хотя бы те работы, которые начаты сегодня городскими властями по восстановлению окружающей территории Троицкого собора, а также бывшего городского бульвара на Дворянской улице (сегодня – им. Папивина). И уже в следующем году клинчане, их гости будут иметь возможность любоваться вечерними закатами над Прасловым и Майдановым с городского бульвара, как это делал когда-то Пётр Ильич. Об этом Владимир Вениаминович рассказывал в своей книге «Дом в Клину» так:

«Должно быть, не раз, возвращаясь к себе в Майданово, присаживался он отдохнуть на бульваре, любуясь картиной заката, которая здесь действительно бывает весьма живописна. Бульвар расположен на длинном, высоком «клине», с двух сторон омываемом рекой. Отсюда, с высоты, видна вся окрестность: лиловые вечерние тени ложатся на дальние поля, розовеют тихие воды Сестры – реки, а на противоположном, обрывистом берегу как жар горят золотые окошки Праслова – старинного села клинских ямщиков.

Именно через это село пролегал обычный маршрут прогулок Чайковского из Майданова – вдоль берега реки в Клин и обратно».

Не знаю как вы, уважаемый читатель, но у меня после этих строк снова и снова возникает желание прогуляться «тропой Чайковского» в сторону Майданово. Конечно, годы взяли своё, и за прошедшие почти полтора столетия в Клину и его окрестностях изменилось многое. Теперь уже деревня Майданово стала частью города, называясь улицей Радищева, и, кажется, с давних пор сжилась и с военным аэродромом, и с жилыми домами бывшего посёлка химиков, со своим клубом, стадионом, дачными домишками и новыми городскими многоэтажками.

Значительно уменьшились и границы старого парка. Но, как и прежде, радует всех живописной панорамой своих тенистых аллей, зелёными островками старого пруда, чредой мостиков над гладью прозрачной воды и скользящими по ней стайками уток и лебедей. Сохранилась ещё и часть прасловского поля между Майдановым и Прасловым, заросшие кустами приземистые земляные валы бывшего канала, а также вечная спутница города – его верная Сестра, которая, будучи рекой, озорно петляет под обрывистыми берегами того же Праслова, Городского бульвара, Воскресенского храма и, конечно же, Троицкого собора.

А если представить сегодня автора книги «Дом в Клину» живым среди нас, во время его прогулок по нашему городу; порадоваться с ним начавшимися работам на городском бульваре, задать ему несколько вопросов… У нас же их — предостаточно. Взять хотя бы этот, касающийся предков современных жителей Праслово. Тех самых, о которых Владимир Холодковский пишет в своей книге так:

«Когда ему (Чайковскому) нужны были лошади для поездки на станцию или со станции домой, он пользовался услугами прасловских извозчиков, потомков лихих ямщиков, и не было седока более щедрого, чем Чайковский. А местная детвора, едва завидев его на деревенской улице, сбегалась со всех сторон в чаянии сластей и пряников… Словом, прасловцы хорошо знали Петра Ильича»…

«Через деревню, — рассказывал впоследствии старый прасловский извозчик Данилин, — проходило много людей, но им до нас дела не было, и мы их не хотели знать. А вот барина Чайковского помню до сих пор».

Разве такие воспоминания не восстанавливают у «простого» клинчанина его ностальгическую память, связанную со знакомством с «Домиком Чайковского», с пребыванием в его заповедных комнатах и последующим прослушиванием музыки великого композитора в концертном зале. Да что там говорить, когда многие из моих ровесников, бывших детей войны, ещё до появления концертного зала, слушали повествование о дедушке Пети из уст самого племянника композитора — Юрия Львовича Давыдова. И эти беседы проводились в комнате другого родственника – Владимира Львовича, в сопровождении звучания музыкальных пьес из «Детского альбома» Петра Ильича.

Тогда ещё Владимир Вениаминович мог делать свои записи со слов клинских старожилов, помнящих того «странного, доброго барина»:

«Кем он был, чем занимался, — записывал автор будущей книги, — в это мы не вникали, знали только, что нигде не служит…»

«Какой великий человек жил близ нас, — продолжал вспоминать клинский долгожитель Осип Никитич Никитин. — Однажды по обыкновению сели мы в магазине полдничать, за общим чаем, взяли свежий номер какой-то газеты… Читаем и глазам не верим: вся газета – о смерти нашего земляка Петра Ильича Чайковского! «Так вот кем он был! – заговорили мы между собой, поражённые. – А мы — то и не знали: «барин» да «барин», а он вон что делал, какой труд на себя принимал!»

Да, видите, уважаемые читатели, насколько был ошеломлён старый клинчанин внезапной кончиной Чайковского, что ошибочно посчитал его родиной Клин, совершенно не предполагая того, что ошибся, что эта привилегия выпала городу Воткинску. А вот последние годы великого композитора действительно связаны с нашим краем. Поэтому и стремятся поклонники его творчества в Клин, поэтому и звучит в Клинском доме, в концертном зале, а сегодня и на Большой поляне бессмертная музыка русского гения. Это нашло отражение и в мыслях многих замечательных музыкантов. Так один из инициаторов проведения клинских фестивалей Чайковского Юрий Башмет выразился так:

«Пётр Ильич Чайковский – это душа русской музыки, русской культуры. Его музыка находит отклик в сердцах людей во всём мире».

Не менее трогательно звучали и слова народного артиста России Дениса Мацуева:

«Я нахожусь под огромным впечатлением от посещения уникального дома великого П. И. Чайковского».

Именно об этом доме, о любимом композиторе и написал свою книгу Владимир Холодковский.

Владимир Тасин

828 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики