В третий день VI международного фестиваля искусств П.И.Чайковского на сцене царили поэзия, театр и музыка. Свою версию лирических отступлений из романа в стихах Александра Пушкина показали Евгений Миронов и Елизавета Боярская.
Бессмертная поэзия великого поэта звучала, органично переплетаясь с музыкой из опер Чайковского «Евгений Онегин» «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро» и произведений других известных российских композиторов в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
Режиссер-постановщик спектакля-концерта Марина Брусникина так пояснила свой выбор лирики:
– Это пушкинские рассуждения о жизни, любви, дружбе, смыслах. Меня всегда они поражали, и я в какой-то момент подумала, а если собрать в спектакле только их? Получится без сюжета? Мы в спектакле напоминаем фрагменты, известные мысли. Все это разлетелось на такие цитаты, что люди даже не знают, откуда эти выражения.
«Онегина» видели в Большом и Мариинском столичных театрах. А в Клину эту постановку показали впервые. Перед началом спектакля-концерта Евгений Миронов отметил:
– Юрий Абрамович Башмет диктует высоту в соединении музыки и слова. Мы должны очень точно друг друга почувствовать и передать эти чувства зрителям.
Для Елизаветы Боярской выступление на фестивале стало первым посещением Клина, и будем надеяться, не последним. Актриса призналась в интервью средствам массовой информации, что классическая музыка, поскольку она великая, более глубокая и проникающая, она затрагивает какие-то такие струны души, которые не могут не отозваться.
– И сколько бы раз мы ни перечитывали строки из «Евгения Онегина», сколько бы раз мы его ни репетировали, пушкинская поэзия повергает в восторг и экстаз, – рассказала актриса. – «Евгений Онегин» – это что-то непревзойдённое. И я надеюсь, что мы сможем это донести до зрителя: энергию его слова, рифмы, юмора, ума и т.д.
Полтора часа «собранья пестрых глав» пролетели как один миг. Многие зрители декламировали за артистами пушкинские строки, вспоминая посвящения автора театру, сказочной российской зиме, стройным женским ножкам. За лирическими зарисовками шли философские наблюдения, с выведенной жизненной закономерностью
«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…».
Вопросы жизни и смерти, роль личности и приговор обществу, из-за условностей которого гибнет Ленский ёмко сформулированы в трех строчках:
«Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда».
Улыбки у клинчан вызвали рассуждения Пушкина о недостатках российских дорог, написанные почти двести лет назад:
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц*,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно…
Теперь у нас дороги плохи
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи.
Если верить Александру Сергеевичу, то автобанов россиянам осталось ждать ещё лет триста.
Особый восторг зрительного зала вызвал «Вальс» Хачатуряна, в котором закружились Елизавета Боярская и Евгений Миронов. Завершился концерт фрагментом из балета «Лебединое озеро». Благодарные зрители устроили артистам и музыкантам продолжительную овацию, выплеснув восторг и восхищение в аплодисменты.
Анна Кузнецова