По протяжённости велодорожек Клин скоро станет лидером Подмосковья и одним из лидеров России. В городе создаётся велопешеходный маршрут «Клин звучит». Первая часть работ уже завершена, сейчас продолжается реализация второго этапа. Корреспондент «Клинской Недели» познакомился с ходом стройки и узнал, чего ждут от этого проекта клинчане и эксперты.
Шум экскаваторов, раскатка песка и гравия, стук молотков – полным ходом идёт создание велопешеходного маршрута «Клин звучит». Подрядчики оценивают его готовность в 70%, но признаются, что работы ещё много. Главное из того, что осталось сделать в этом году, – уложить асфальт и тротуарную плитку.
На своих двоих
Работы стартовали по всему городу сразу после снятия ограничений, связанных с пандемией. С первых дней клинчане жалуются на вырубку деревьев и неудобства при перемещении по улицам: обходить большую стройку приходится по остаткам газонов и проезжей части, наматывая лишние сотни метров. Привычные маршруты для бабушек, дедушек и мам с колясками стали невозможны.
– Я живу на улице Мира, – рассказывает нашему корреспонденту Ирина Красина, – каждый день хожу с коляской в Сестрорецкий парк, перелезать через бетонные дорожки крайне неудобно. Странно, что для нас и пожилых людей не предусмотрели какие-то проходы. Часть работ выполнили, бросили, ушли в другое место, а мы – ходи как хочешь. Попробуйте с коляской перелезть через бывший тротуар около 13-й школы!
Впрочем, Ирина признаётся, что ждёт с нетерпением завершения работ. Новые пешеходные маршруты в Клину – это благо, считает она. Город становится более дружелюбным и комфортным.
Второй этап создания маршрута «Клин звучит» состоит из нескольких видов работ: подготовка площадок, основания для дорожного покрытия, асфальтирование, укладка плитки. Для каждого – отдельная бригада. Самые активные участки стройки сейчас: район музыкальной школы, Бородинский проезд, Спортивная улица. Там уже можно увидеть, как будет выглядеть новое общественное пространство.
– Около музыкальной школы мы почти завершили плиточные работы, устройство сходов, – говорят рабочие, – погода в последние дни радовала тёплыми и солнечными деньками, поэтому ничего не замедляет стройку.
– Как местные жители реагируют на то, что весь центр «перекопали»?
– С каким-то неадекватным поведением мы пока не сталкивались. Бывает, конечно, поворчат старушки, кто-то возмущается из-за пыли, шума. Но это стройка…
– У вас материал по всему городу стоит (плитка, бордюры) без охраны. Не воруют?
– (смеются) Ну, Газелями не вывозят, а так, бывает, конечно. Эпизодически подростки пару плиточек из поддона вытащат. Чаще всего в одном месте возьмут, в другое вернут. В общем, ничего критичного.
Вопрос педальный
– Вопрос, который я всегда задаю, когда ко мне обращаются за консультациями при создании велодорожек: какая цель? – рассказывает Николай Иванов, активист велодвижения, проектировщик. – Одно дело, если это дорожка в парке: приехал, покатался, подышал воздухом. Но если мы говорим о городской велодорожке или об альтернативной транспортной артерии, то это своем другая история. В Клину, судя по всему, эти две функции решили совместить. Связность, протяжённость, безопасность, инфраструктура – вот четыре основных критерия эффективности любого веломаршрута. Одно без другого работает плохо.
Как говорят разработчики проекта, вдоль всего маршрута находятся школы, гимназии, колледжи. Новая велодорожка позволит школьникам старших классов и студентам добираться до учебных заведений на велосипедах, а пешеходная зона – совершать прогулки после занятий.
Первая велодорожка в Клину работает второй год. Однако многие клинчане пока не отличают её от тротуара, удивляются, зачем на него нанесли разметку.
– Делать велодорожки в створе пешеходных маршрутов, никак их не отгораживая, – небезопасно. У нас в городе принято ходить, как хочется. Знаю, что были конфликты, когда велосипедисты задевали пешеходов. И дело даже не в том, что люди идут по велодорожке, как по тротуару, а в том, что делают они это, не видя разницы. Тут уж ментальность наша такая. Для того, чтобы все привыкли к тому, что здесь можно ходить, а здесь только ездить, должно пройти время. Не мешало бы и соответствующие знаки установить, – делится своим мнением с нашим корреспондентом клинчанин Даниил Яковлев, который предпочитает на работу и по делам ездить на самокате.
По словам подрядчиков, для безопасности и удобства клинчан в парковой зоне велосипедную дорожку и тротуар разделят зелёной полосой с насаждениями. Сделать то же самое на городских улицах невозможно, потому что для этого нет места. Чтобы выйти из ситуации разработчики проекта предложили отделить тротуар и веломаршрут объёмной полосой из брусчатки.
Ещё один момент, на который указывают велолюбители, – недостаточное количество парковок для двухколёсного транспорта или их неуместное расположение. Например, если припарковаться около пиццерии на «кольце», велосипед перегородит велодорожку. Даже когда там стоит самокат, места для проезда остаётся крайне мало.
Маршрут построен
Веломаршрут станет и своеобразной зоной отдыха. И не только потому, что дублирует пешеходную зону. В специальных «карманах» установят лавочки, урны. К этой работе приступят уже на этой неделе. Также появится современное освещение. При этом провода не будут портить общий вид: их подрядчики спрячут под землю. Посмотреть, как будут выглядеть фонари, уже можно около Ленинградского шоссе в районе роддома и интерната для пожилых людей.
Радостная новость для жителей Бородинского проезда и улицы Мира: на этой неделе стартуют работы по перекладке трубопровода, который сегодня проходит над дорогой. Его также уберут под землю. Завершить создание велопешеходного маршрута планируется до наступления холодов. Весной рабочие снова вернутся, чтобы выполнить озеленение.
– Маршрут длиной более 10 километров для небольшого Клина – это очень солидно, – говорит Николай Иванов, – таких протяжённых, насколько я знаю, нет ни в одном подмосковном городе.
Удивительно, но в России лидером среди городов про протяжённости велодорожек является Альметьевск, что недалеко от Набережных Челнов. Там приходится 700 метров на один квадратный километр площади города. В Москве – около 300 метров, в Петербурге – 70. В Клину после завершения всех работ станет порядка 240. Если пересчитать эти данные на душу населения, то получается ещё интереснее: в Альметьевске на тысячу жителей приходится 550 метров велодорожек, в Москве – 25, в Петербурге – 19, в Клину – 138. Таким образом, наш город станет одним из лидеров не только Подмосковья по протяжённости веломаршрутов, но и всей страны.