Один из крупнейших транспортных долгостроев в России — Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) строится почти 20 лет. Каждый год строительство дорожает, а сроки запуска постоянно откладываются.
Как пишет Lenta.ru, теперь на трассу нужно еще 20 миллиардов рублей и общая стоимость федеральной трассы теперь превышает 340 миллиардов.
Строительство ЦКАД планировалось закончить ещё в 2012 году. Но из-за глобального экономического кризиса сроки пришлось пересмотреть. В итоге фактически стройка началась только в 2014 году, а закончить её обещали к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Работы на стройке задерживались, и долгострой проверяли Счётная палата, Генпрокуратура и Следственный комитет. Выяснилось, что в 2018-м году, когда строительство дороги уже должно быть закончено, готовность отдельных участков дороги составляла от 0 до 66 %. Среди основных причин срыва сроков называли «низкое качество проектирования» и «длительность процедур по изъятию и оформлению земельных участков.
Изначально ЦКАД оценивалась в 300 миллиардов рублей, в 2017 году цена выросла до 313,27 миллиарда рублей. Спустя два года стоимость трассы снова возросла до 316 миллиардов. В 2019-м году госзаказчик «Автодор», отвечающий за стройку, просил ещё 44 миллиарда рублей. Необходимость в дополнительных средствах в «Автодоре» аргументировали увеличением стоимости заёмного финансирования, ростом цен на материалы и услуги в дорожно-строительной отрасли, а также изменением нормативно-правовой базы и экологического законодательства, требующим увеличения объема защитных мероприятий. Однако Минфин тогда увеличение бюджета запретил.
Сейчас уже готово более половины ЦКАД-3 (106 километров), готовность первого пускового комплекса в 49 километров — 65 процентов, четвертый пусковой комплекс (97 километров) готов наполовину, его сдача планировалась на 2021 год, но сроки решили сократить и завершить работы уже в этом году.
ЦКАД — новое кольцо вокруг Москвы протяженностью 530 километров. Оно пройдет по территории Подмосковья и Новой Москвы на расстоянии 50 километров от МКАД, параллельно Малому (А107, «Малая бетонка») или Большому (А108 «Большая бетонка») кольцу. Трасса делится на несколько пусковых комплексов, участки №1,3 и 4 будут платными. Проект был утвержден правительством еще в 2001 году. Его заказчиком выступила госкомпания «Автодор».
Помимо основного кольца, у трассы будет ответвление: платный участок начнется неподалеку от Троицка, пересечет, в частности, Киевское, Новорижское и Ленинградское шоссе и закончится у Большого бетонного кольца восточнее Клина.
Источников финансирования проекта четыре — федеральный бюджет, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), средства госкомпании «Автодор» и вложения инвесторов. Большую часть новых денег — 15 миллиардов с лишним — выделят из бюджета, оставшиеся средства дадут частные инвесторы. Объемы финансирования, приходящиеся на ФНБ и «Автодор», остаются неизменными — 150 и 1,9 миллиарда рублей.