На полигоне «Алексинский карьер» до конца года на полную мощность заработает комплекс переработки отходов (КПО), способный перерабатывать 450000 тонн мусора в год.
Главная хорошая новость для клинчан – пластик, бумага, стекло, металл будут отправляться для вторичного использования, а вся органика превратится в плодородный грунт. Главная плохая новость – 50% мусора продолжат захоранивать. Но, как утверждают областные власти, это уже безопасно для окружающей среды.
Ещё несколько лет назад ситуация с Алексинским карьером была критической. Весь город и близлежащие деревни накрывал смрадный запах, жители указывали на рост количества различных заболеваний, а Роспотребнадзор, МЧС и другие ведомства фиксировали нарушения в работе свалки. Три года назад на ситуацию обратил внимание губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв. Тогда был разработан комплекс мер, которые должны позволить клинчанам свободно дышать.
В ситуации с Алексинским карьером есть два главных вопроса: что делать с огромной свалкой, которая уже годами портит жизнь клинчанам своим зловонным запахом, и что делать с мусором, который всё равно продолжит собираться в районе и свозиться из других городов. Было принято решение о рекультивации существующего полигона и строительстве комплекса переработки отходов.
Отходное место
Шестой по счёту в Московской области комплекс по переработке отходов – «Алексинский карьер» – открылся в Клину ещё в конце прошлого года. Но, как пояснили в областном правительстве, это был лишь технический запуск. Весь 2020 год он работал в тестовом режиме: отлаживались процессы обработки и распределения мусора.
Как рассказали «Клинской Неделе» в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, ввод в эксплуатацию первой очереди, рассчитанной на 150000 тонн отходов, запланирован на 1 ноября 2020 года. Сейчас достраивается также вторая очередь комплекса переработки отходов. Ввод в эксплуатацию запланирован на 20 декабря этого года. Таким образом, суммарная мощность КПО составит 450000 тонн в год. Сумма инвестиций в проект составляет около полумиллиарда рублей.
– Всего у нас будет 12 таких предприятий, построенных по последнему слову техники, все они позволят нам закрыть оставшиеся 11 старых мусорных полигонов, которые так мешали нашим жителям жить и наносили вред окружающей среде, – рассказал заместитель председателя правительства Московской области Евгений Хромушин.
Бумажная работа
Комплекс по переработке отходов – это сложный организм, призванный уменьшить количество выбросов вредных веществ в атмосферу и организовать получение новых продуктов из того, что неосведомлённый человек называет мусором.
Сначала вторичное сырьё доставляют в центры сортировки, где отходы распределяются в зависимости от типа. После этого мусор либо отправляется на переработку, либо превращается в компост или технический грунт.
Начинается всё с цеха первичной сортировки, – это помещение, куда по конвейеру поступает мусор, привезённый на КПО. На первом пункте отбирают бумагу, на втором – пластик и целлофан, и так далее.
С одной стороны, комплекс в Клину типовой, его задача: распределить мусор на разные фракции: бумага, металл, стекло, пластик. Всё отдельно друг от друга. С другой стороны – начинка КПО уникальная. Здесь применена система воздушной сепарации.
– Сепаратор позволяет отбирать из всего потока пластиковых отходов плёнку, пакеты и т.д. И тем самым улучшает качество сортировки отходов, – рассказал Леонид Тимошенко, генеральный директор компании производителя оборудования.
Если говорить упрощённо, то в конвейер встроен «пылесос», который забирает всё лёгкое – пакеты, плёнки, различные упаковки. Потом разные пластики сформируют в большие кубы и отправят на вторсырьё. Аналогичная ситуация со стеклом, металлом и бумагой. Все эти отходы составляют около 20% от общего объёма.
Из вторсырья, которое разделяют на комплексе по переработке, большая часть приходится на пластик. Сепараторы автоматически сортируют пластмассы на 13 видов. На втором месте – металл. Его разделяют на шесть разных видов, чтобы вторсырье не смешивалось. Макулатуры четыре вида: благодаря такой сортировке газетно-журнальная бумага не попадает в одну партию с картоном. И, конечно, стекло. Итого 24 фракции. Все они потом идут на переработку. Для предприятия это дополнительный источник дохода.
Еще 30% поступающего мусора на КПО – это органика: очистки от фруктов, скорлупа от яиц, остатки пищи и так далее. Она попадает в цех органического компостирования и сбраживается там в инертный грунт.
Собрать и обезвредить
Компостирование – довольно сложный и долгий процесс, состоящий из нескольких этапов. Первым делом из отходов, поступивших в цех переработки, создают специальные кучи или, как они правильно называются, «бурты». С помощью ворошительных машин эти кучи перекладывают с одного места на другое, параллельно распыляя на них термофильные молочнокислые бактерии. В результате этих действий запускается процесс гниения органики.
За процессом разложения органики следят сотрудники предприятия. С помощью специальных приборов они замеряют уровни концентрации веществ в воздухе. Затем, сравнив полученные данные с установленной нормой, регулируют интенсивность работы вентиляции.
Для полного разложения пищевых отходов требуется не менее двух недель. В естественных условиях этот процесс занял бы гораздо больше времени.
Перед тем, как полученный в ходе компостирования материал можно будет использовать, его нужно «процедить» и взять на анализ. Во время «процеживания» отделяются попавшие в кучу неорганические элементы. Затем грунт анализируют на санитарные показатели и наличие тяжёлых металлов. Получившуюся в результате массу потом можно использовать для рекультивации полигона «Алексинский карьер», а также как компост для обогащения сельхозземель. Такая технология переработки мусора позволяет сократить объём захоронений в два раза.
Огонь на поражение
Оставшаяся после сортировки часть отходов, уже без органики, будет захораниваться в новой чаше КПО, оборудованной системами очистки фильтрата, что позволит избежать выброса неприятных запахов.
Фильтрат свалок – это жидкие, высококонцентрированные растворы загрязнений, которые образуются, когда вода после дождей или таяния снега проходит через тело мусорного полигона. Это буроватая жидкость с неприятным запахом. Его образование – процесс неизбежный, поэтому обращение с ним, в том числе безопасный отвод и утилизация, должны быть предусмотрены технологией обработки и хранения отходов. В противном случае всё это может проникать в окружающую воздушную и водную среду, что представляет серьёзную угрозу для здоровья людей, наносит ущерб природным ресурсам.
Что касается старого тела полигона ТБО «Алексинский карьер», оно будет рекультивировано, там уже проведена активная дегазация.
– В рамках дегазации первой и второй очереди пробурено, обвязано и затампонировано 40 скважин, установлено два факела для сжигания свалочного газа производительностью 1000 и 2000 кубометров в час, – пояснил Евгений Хромушин.
Свалочный газ, по словам гендиректора компании «Экоком» Оливера Кайзера, на 49 % состоит из метана и на 49% – из CO2. Остальное – примеси.
– Свалочные газы не только пахнут. В них есть много канцерогенов. Именно в них беда. Поэтому свалочный газ нужно собирать. Мы это делаем через систему вертикальных скважин, которые объединяются горизонтальными трубопроводами, – отметил он.
Высокотемпературный факел обезвреживает газ при температуре свыше тысячи градусов. Пламя не выходит наружу. Процесс обезвреживания – почти стопроцентный, потому что свалочный газ вперемешку с кислородом достаточно долго находится в зоне горения.
– После этого остается CO2. Более того, мы сжигаем энергоноситель – метан. Это полезный газ, который при желании можно превратить в тепло- и электроэнергию, – рассказал Кайзер.
С другой стороны
Чтобы решить одну из проблем – проезд мусоровозов через Клин, облегчить и без того непростую ситуацию с трафиком – несколько лет назад началось строительство дороги на полигон. Благодаря ей, автомобилям будет не нужно ехать через город. Повернув перед Давыдково в сторону Зубово, они смогут попасть на карьер.
Протяжённость новой дороги составляет почти 17 километров. Первоначально её планировалось запустить в середине 2019 года, однако, как рассказал «Клинской Неделе» источник, возникли сложности с проходом через газовую трубу высокого давления. На данный момент основные вопросы решены, стройка скоро завершится.
Напомним, сегодня в Московской области активно создаётся новая комплексная инфраструктура обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Помимо 12 современных КПО, строится четыре завода по термической обработке отходов. Работа всех этих предприятий, как комплексной системы, должна довести объём захоронения отходов в Подмосковье всего до 5% от общего количества. Правда, произойдёт это, по прогнозам, не раньше 2030 года.
Андрей Макарский