Дети с ограниченными возможностями здоровья во все времена нуждались в особой заботе и внимании.
Вот уже на протяжении почти 35 лет это внимание они могут получить в МОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями городского округа Клин», которая находится на улице Трудовая. Для организации учебного процесса там созданы все необходимые условия: оборудованы кабинеты трудового обучения, социальной бытовой ориентировки, есть своя библиотека, спортивный зал, столовая, медицинский блок. Журналисты «Клинской Недели» побывали в этой школе и узнали, чем она отличается от общеобразовательной школы.
Смена понятий
Первое, на что мы обратили внимание в школе, – это дети, которые, заприметив нас, здороваются и широко улыбаются. На первом этаже стены увешаны грамотами, там же расположен стенд, уставленный кубками и наградами за различные достижения. Школа как школа.
Нас встречает директор Ольга Андреевна Каширина. Она заняла эту должность лишь в январе, но работе с детьми посвятила всю свою профессиональную жизнь. По образованию учитель-логопед, специальный психолог. Закончила Московский Государственный Гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, дефектологический факультет, после чего были всевозможные курсы повышения квалификации. Также она ведёт большую научную работу.
Бытует мнение, что в данной школе учатся дети из асоциальных семей, второгодники и прогульщики. На деле же это не так. Люди, далекие от педагогики, нередко путают ограничения по здоровью с педагогической запущенностью. Это совсем разные вещи. Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, отсутствием родительского внимания, то эти факторы можно устранить, и ребёнок почти всегда догонит своих сверстников и освоит школьную программу. При особенностях психофизического развития ребенка без помощи опытных педагогов не обойтись.
Детей ждут опытные профессионалы
МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ» в следующем году отметит свой 35-й день рождения. Она основана в 1986 году. Начала свою деятельность как начальная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения, где было 6 классо-комплектов и обучалось 90 учащихся. Первый выпуск состоялся в 1991 году. За годы своей работы школа дала путевку в жизнь 584 выпускникам. На 01.09.2020 года в школе создано 29 классов: 12 классов начальной школы, 17 классов средней школы, в том числе 11 классов для детей со сложной структурой дефекта.
Недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать её программу. В специальной школе учитываются потребности и возможности «особых» детей, для них создаётся комфортная среда.
– В детских садах городского округа Клин «Калинка», «Звёздочка», «Алёнушка», «Щелкунчик» и других, существуют логопедические группы, и группы для детей с задержкой психического развития. Там с детьми занимаются опытные педагоги: логопеды, дефектологи, педагоги-психологи. В результате их напряжённой работы большинство детей поступают в массовую школу и учатся вместе со всеми, но есть дети, кто в силу особенностей своего развития, не может освоить программу общеобразовательной школы и приходят к нам, – говорит Ольга Андреевна.
Здесь детей ждут опытные профессионалы со специальным дефектологическим образованием. Они к каждому ребёнку могут подобрать свой ключик. Что очень важно при работе с такими особенными детьми. Здесь нужно найти правильный подход к каждому. Поэтому и количество учеников в классе – не более 12 человек, в классах со сложной структурой дефекта – до 5 человек.
В школе царит любовь и терпение, здесь этого, наверное, даже больше, чем в общеобразовательном учреждении. Детей учат самостоятельно выполнять максимально простые, но необходимые действия. В методике обучения нет принуждения и критики. Подход – индивидуальный, исходя из личных особенностей ребёнка.
Каждый педагог школы убежден, что для ребёнка лучше ежедневно совершать небольшие победы и открытия, пусть медленно, но продвигаться по пути познания и развития.
– Специалисты у нас настолько уникальные, что учиться сюда едут дети и из других округов. При обучении делается упор не только на изучение основных дисциплин, но и на социализацию и трудовое воспитание. Социализации, например, посвящён предмет социально-бытовой ориентировки (СБО). Ученики на нём учатся ходить в магазин, оплачивать покупки, правильно заходить в автобус и оплачивать проезд, переходить дорогу, вытирать пыль и т.д. Казалось бы, обычные повседневные действия для обычного человека. А для некоторых учеников школы – это целое открытие. Но благодаря именно этим открытиям к 9 классу дети готовы к повседневной жизни, понимают её, ориентируются в ней и готовы к получению профессии, – рассказывает Ольга Каширина.
За последние восемь лет 17 учеников этой школы стали стипендиатами премии Губернатора Московской области. На такую стипендию может претендовать, как ученик обычной общеобразовательной школы, так и учащиеся школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главные условия – отличная учёба, активное участие в различных олимпиадах, выставках, творческих конкурсах.
Право труда
Одна из важнейших задач школы – подготовить учащихся к взрослой жизни. Поэтому трудовому обучению здесь уделяется большое внимание и ведтся оно по трём направлениям:
швейное дело,
столярное дело,
подготовка младшего обслуживающего персонала.
Выбор данных профилей, прежде всего, обусловлен учетом индивидуальных особенностей обучающихся, запросом (востребованностью) профилей на рынке труда, и возможностями самой школы.
Урокам трудового обучения в школе отдано много часов. Это позволяет дать ученикам нужные навыки, исходя из их интеллектуальных умений, полученных при изучении других предметов. К концу обучения многие девочки шьют, как профессиональные швеи, а мальчики могут сделать из дерева почти всё – от подсвечника до табурета с резными ножками. Благодаря этому дети, которые не смогут найти себя в других профессиях, вполне могут обеспечить себя своими руками.
Также учащиеся регулярно принимают участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» (олимпиады по профмастерству среди инвалидов различных нозологий, само название движения – это сокращение от английского Olympics of Abilities – «Олимпиада возможностей») и занимают на них призовые места. Побеждают ребята и на конкурсе «Лучший по профессии» в номинациях по швейному делу, столярному делу, а так же в конкурсах художественной самодеятельности среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
После окончания школы ребята поступают в Колледж «Подмосковье», в котором созданы специальные группы для обучения студентов с особенностями развития. Сегодня ребята могут освоить профессии плотника, маляра-штукатура и швеи. В следующем году этот список может дополниться профессией обувщик.
– В Колледже «Подмосковье» есть всё необходимое для развития профессиональных навыков студентов: грамотные преподаватели, материально-техническая база, площадки для прохождения практики. Кроме Колледжа «Подмосковье» некоторые ребята едут в г.Запрудню (Талдомский городской округ), чтобы стать поварами. Специальные учебные заведения есть во многих городах Московской области – рассказывает Ольга Андреевна.
Выпускники свою школу не забывают. По словам директора, некоторые приходят сюда работать, например, подсобными рабочими но многие просто повидаться с педагогами, рассказать о своих жизненных и профессиональных успехах.
Мечта у каждого своя
Учениками 8-г через год закончат школу. Они рассказали корреспонденту «Клинской Недели» кем хотят стать.
— Сначала хотела стать ветеринаром, а сейчас думаю стать юристом. Думаю, это интересная профессия.
– Мне нравится учиться, многое у меня получается. Хочу стать няней в детском саду, потому что очень люблю общаться с детьми и всегда нахожу с ними общий язык.
– Когда закончу школу – стану юристом, как сестра. Она сама в прошлом году поступила на юридический факультет и рассказала много интересного об этой профессии, и теперь я тоже хочу стать юристом.
– Хочу стать ветеринаром, потому что мне нравятся животные.
– В будущем я стану программистом. Люблю технику. Люблю копаться в компьютере.
– Хочу быть дальнобойщиком, потому что мне нравится с папой разбираться в машине. Буду ездить на большой машине по разным городам и странам.
– Мне нравятся все предметы, но больше всех я люблю географию. В будущем хочу стать учителем географии. Мне нравится эти уроки, которые преподаёт Любовь Васильевна Архипцова. Она научила меня работать с картами, познакомила с Мировым океаном.
Татьяна Соловьёва