Особый класс: как получают путёвку в жизнь дети с особенностями развития

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Дети с ограниченными возможностями здоровья во все времена нуждались в особой заботе и внимании.

Вот уже на протяжении почти 35 лет это внимание они могут получить в МОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями городского округа Клин», которая находится на улице Трудовая. Для организации учебного процесса там созданы все необходимые условия: оборудованы кабинеты трудового обучения, социальной бытовой ориентировки, есть своя библиотека, спортивный зал, столовая, медицинский блок. Журналисты «Клинской Недели» побывали в этой школе и узнали, чем она отличается от общеобразовательной школы.

 

Смена понятий

Первое, на что мы обратили внимание в школе, – это дети, которые, заприметив нас, здороваются и широко улыбаются. На первом этаже стены увешаны грамотами, там же расположен стенд, уставленный кубками и наградами за различные достижения. Школа как школа.

Нас встречает директор Ольга Андреевна Каширина. Она заняла эту должность лишь в январе, но работе с детьми посвятила всю свою профессиональную жизнь. По образованию учитель-логопед, специальный психолог.  Закончила Московский Государственный Гуманитарный университет имени М. А. Шолохова, дефектологический факультет, после чего были всевозможные курсы повышения квалификации. Также она ведёт большую научную работу.

Бытует мнение, что в данной школе учатся дети из асоциальных семей, второгодники и прогульщики. На деле же это не так. Люди, далекие от педагогики, нередко путают ограничения по здоровью с педагогической запущенностью. Это совсем разные вещи. Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, отсутствием родительского внимания, то эти факторы можно устранить, и ребёнок почти всегда догонит своих сверстников и освоит школьную программу. При особенностях психофизического развития ребенка без помощи опытных педагогов не обойтись.

 

 

Детей ждут опытные профессионалы

МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ» в следующем году отметит свой 35-й день рождения.  Она основана в 1986 году.  Начала свою деятельность как начальная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими интеллектуальные нарушения, где было 6 классо-комплектов и обучалось 90 учащихся.  Первый выпуск  состоялся в 1991 году. За годы своей работы  школа дала путевку в жизнь  584 выпускникам.   На 01.09.2020 года  в школе создано 29 классов:  12 классов начальной школы, 17 классов средней школы,  в том числе 11 классов  для детей со сложной структурой дефекта.

Недопустимо принуждать ребенка посещать общеобразовательную школу, если он в силу физических и психических ограничений не способен воспринимать её программу. В специальной школе учитываются потребности и возможности «особых» детей, для них создаётся комфортная среда.

– В  детских садах  городского округа Клин «Калинка», «Звёздочка», «Алёнушка», «Щелкунчик» и других, существуют логопедические группы, и группы для детей с задержкой  психического развития. Там с детьми занимаются опытные педагоги: логопеды, дефектологи, педагоги-психологи. В результате их напряжённой работы большинство детей поступают в массовую школу и учатся вместе со всеми, но есть дети,  кто в силу особенностей своего развития, не может освоить программу общеобразовательной школы и приходят  к нам, – говорит Ольга Андреевна.

Здесь детей ждут опытные профессионалы со специальным дефектологическим образованием. Они к каждому ребёнку могут подобрать свой ключик. Что очень важно при работе с такими особенными детьми. Здесь нужно найти правильный подход к каждому. Поэтому и количество учеников в классе – не более 12 человек, в классах со сложной структурой дефекта – до 5 человек.

В школе царит любовь и терпение, здесь этого, наверное, даже больше, чем в общеобразовательном учреждении. Детей учат самостоятельно выполнять максимально простые, но необходимые действия. В методике обучения нет принуждения и критики. Подход – индивидуальный, исходя из личных особенностей ребёнка.

Каждый педагог школы убежден, что для ребёнка лучше ежедневно совершать небольшие победы и открытия, пусть медленно, но продвигаться по пути познания и развития.

– Специалисты у нас настолько уникальные, что учиться сюда едут дети и из других округов. При обучении делается упор не только на изучение основных дисциплин, но и на социализацию и трудовое воспитание. Социализации, например, посвящён предмет социально-бытовой ориентировки (СБО). Ученики на нём учатся ходить в магазин, оплачивать покупки, правильно заходить в автобус и оплачивать проезд, переходить дорогу, вытирать пыль и т.д. Казалось бы, обычные повседневные действия для обычного человека. А для некоторых учеников школы – это целое открытие. Но благодаря именно этим открытиям к 9 классу дети готовы к повседневной жизни, понимают её, ориентируются в ней и готовы к получению профессии, – рассказывает Ольга Каширина.

За последние восемь лет 17 учеников этой школы стали стипендиатами премии Губернатора Московской области. На такую стипендию может претендовать, как ученик обычной общеобразовательной школы, так и учащиеся школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главные условия – отличная учёба, активное участие в различных олимпиадах, выставках, творческих конкурсах.

 

Право труда

Одна из важнейших задач  школы – подготовить учащихся к взрослой жизни. Поэтому трудовому обучению здесь уделяется большое внимание и ведтся оно по трём направлениям:

швейное дело,

столярное дело,

подготовка младшего обслуживающего персонала.

Выбор данных профилей, прежде всего, обусловлен  учетом индивидуальных особенностей  обучающихся, запросом (востребованностью) профилей на рынке труда, и возможностями самой школы.

Урокам трудового обучения  в школе отдано много часов. Это позволяет дать ученикам нужные навыки, исходя из их интеллектуальных умений, полученных при изучении других предметов. К концу обучения многие девочки шьют, как профессиональные швеи, а мальчики могут сделать из дерева почти всё – от подсвечника до табурета с резными ножками. Благодаря этому дети, которые не смогут найти себя в других профессиях, вполне могут обеспечить себя своими руками.

Также учащиеся регулярно принимают участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» (олимпиады по профмастерству среди инвалидов различных нозологий, само название движения – это сокращение от английского Olympics of Abilities – «Олимпиада возможностей») и занимают на них призовые места. Побеждают ребята и на конкурсе «Лучший по профессии» в номинациях по швейному делу, столярному делу, а так же  в конкурсах художественной самодеятельности среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

После окончания школы ребята поступают в Колледж «Подмосковье», в котором созданы специальные группы для обучения студентов с особенностями развития. Сегодня ребята могут освоить профессии плотника, маляра-штукатура и швеи. В следующем году этот список может дополниться профессией обувщик.

– В Колледже «Подмосковье» есть всё необходимое для развития профессиональных навыков студентов: грамотные преподаватели, материально-техническая база, площадки для прохождения практики. Кроме Колледжа «Подмосковье» некоторые ребята едут в г.Запрудню (Талдомский городской округ), чтобы стать поварами. Специальные учебные заведения есть  во многих городах Московской области – рассказывает Ольга Андреевна.

Выпускники свою школу не забывают. По словам директора, некоторые приходят сюда работать, например, подсобными рабочими но многие просто повидаться с педагогами, рассказать о своих жизненных и профессиональных успехах.

 

Мечта у каждого своя

Учениками 8-г  через год закончат школу. Они рассказали корреспонденту «Клинской Недели» кем хотят стать.

 

— Сначала хотела стать ветеринаром, а сейчас думаю стать юристом. Думаю, это интересная профессия.

Вика Ч.

 

– Мне нравится учиться, многое у меня получается. Хочу стать няней в детском саду, потому что очень люблю общаться с детьми и всегда нахожу с ними общий язык.

Наташа М.

 

– Когда закончу школу – стану юристом, как сестра. Она сама в прошлом году поступила на юридический факультет и рассказала много интересного об этой профессии, и теперь я тоже хочу стать юристом.

Юля М.

 

– Хочу стать ветеринаром, потому что мне нравятся животные.

Вика З.

 

– В будущем я стану программистом. Люблю технику. Люблю копаться в компьютере.

Серёжа Г.

 

– Хочу быть дальнобойщиком, потому что мне нравится с папой разбираться в машине. Буду ездить на большой машине по разным городам и странам.

Паша Б.

 

– Мне нравятся все предметы, но больше всех я люблю географию. В будущем хочу стать учителем географии. Мне нравится эти уроки, которые преподаёт Любовь Васильевна  Архипцова. Она научила меня работать с картами, познакомила с Мировым океаном.

Рита Т.

 

Татьяна Соловьёва

1 353 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики