Мособлархитектура провела семинар, на котором представители власти и архитектурного сообщества обсудили современные подходы к проектированию образовательных учреждений.
В Московской области львиная доля школ – это ещё советские постройки, типовая архитектура и планировка которых давно не соответствует трендам образования и градостроительства XXI века. Ситуация должна меняться, считает главный архитектор Подмосковья Александра Кузьмина.
Высокий класс
Создание объектов образования, отвечающих всем вызовам сегодняшнего дня, стало основной темой для обсуждения в рамках семинара, проведённого Мособлархитектурой совместно с Ассоциацией проектировщиков Московской области.
– Особенности современных образовательных программ, предполагающих проектную деятельность и индивидуальные учебные планы, выдвигают новые требования к качественным характеристикам самой образовательной среды. Принципиальными отличительными особенностями новых проектов школ становятся разнообразие, мобильность, многофункциональность, связанность и открытость формируемых пространств, — отметила главный архитектор Московской области Александра Кузьмина.
В выигрыше останутся те архитекторы, которые готовы работать в соответствии с современными трендами, которые задаёт меняющаяся образовательная среда. Школа сегодня – это не просто набор учебных классов, столовая и спортивный зал, а общественное пространство, созданное для получения знаний, творчества и общения.
В семинаре принял участие Антон Надточий, руководитель архитектурного бюро ATRIUM, одного из немногих пока российских бюро с опытом проектирования передовых объектов социальной инфраструктуры. По словам Кузьминой, во многом этот коллектив является законодателем архитектурных трендов в области проектирования и планирования объектов образования. Он рассказал о принципах создания современных школ, новой типологии пространств и представил проекты – яркие примеры творческого, нестандартного подхода к проектированию. По его словам, школы сегодня рассматриваются в роли общественных центров, и яркая архитектура зданий может сделать их символами идентичности районов.
Дай «лапу»
В Московской области реализованных проектов пока не очень много, но в столице их уже большое количество. Хороший пример – школа с детским садом на Золоторожском валу в Москве. В районном по сути объекте реализована идея «Школа как город в городе». По словам архитектора, задумка состояла в том, чтобы создать связные многоуровневые пространства для коммуникации, обеспечить многофункциональность использования помещений, связать воедино внешние и внутренние пространства. Хотя внутри здание жёстко разделено, снаружи оно выглядит как цветок или раскрытая четырёхпалая «лапа».
Внутри здание образовательного центра состоит из нескольких автономных корпусов (начальная школа, средняя школа, библиотека, актовый зал и т.д.), объединённых общественным пространством. Такой подход делает школу не обычным зданием, а мини-городом, комплексом различных функциональных блоков. Возникают разные типологии пространств – своего рода улицы, площади, парки, визуально связанные с уличными пространствами.
В школе создан многофункциональный атриум, куда ведут все дороги, а лестница-амфитеатр, расположенная здесь же – неизменное место встреч.
Фасадное решение достаточно строгое. Благодаря масштабному остеклению в здании много света и воздуха. Школа с одного края будто бы воспаряет над землёй, – первый этаж в этом месте «подрезали», чтобы освободить больше зелёной территории и создать крытые пространства на открытом воздухе.
При этом получившееся сооружение – это обычная городская школа. С той лишь разницей, что она была возведена на деньги частного инвестора, который застраивал жильём территорию района. Но такой подход к проектированию позволил создать действительно уникальный объект, который стал общественным центром района.
Общее частное
Ещё один пример – школа-пансион для обучения одарённых детей с 7 по 11 класс «Летово» в новой Москве. Как рассказали «Клинской Неделе» в департаменте развития новых территорий правительства Москвы, это частное учреждение, которое функционирует уже несколько лет. В ближайших планах инвестора – расширение школы, которое архитектурно станет продолжением уже построенного ансамбля.
Архитектура – один из важнейших инструментов, формирующий образ этого учебного заведения. В основу, по словам Антона Надточего, легли новые для России принципы школьного строительства, использующиеся за рубежом последние 20 лет, – эффективная обучающая среда, многофункциональность и гибкость пространства, безопасность и комфорт людей. В плане четырёхэтажное школьное здание представляет собой трёхлучевую звезду, в северо-восточном и южном лучах которой размещаются учебные помещения, пространства для занятий творчеством, а в западном – спортивный блок.
Однако первым делом попадаешь в вестибюль, который является частью центрального ядра школы – многосветного атриума, главной особенности здания. Это сложное и трансформируемое пространство большую часть времени исполняет функции школьной рекреации. Но может быть и актовым залом, способным вместить всех учащихся и преподавателей школы, или небольшой изолированной аудиторией. К атриуму примыкает пространство сцены. Уровни здания объединяют лестница-амфитеатр и зимний сад с «зелёной стеной».
Операция «адаптация»
Одним из примеров современных образовательных проектов Московской области, представленных на семинаре, стал социально-реабилитационный центр постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов в Сергиевом-Посаде. Концепция центра основана на уникальных методиках подготовки к самостоятельной жизни инвалидов по зрению и слуху. Архитектурными средствами в здании смоделирована особая система пространств, «обучающая» людей ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Реабилитационный центр представляет собой комплекс из разных функциональных блоков, объединённых кольцевым маршрутом. Основная задача этого здания – дать ученикам возможность оказаться в разных городских пространствах, научиться эффективно ориентироваться и взаимодействовать с ними. Так, блоки общежитий, администрации, бассейна, спортзала, столовой, производственных мастерских и вестибюля расположены не под прямым углом друг к другу и окружены серией общественных рекреаций и «открытых классов». Идея концепции заключается в том, что ежедневно путешествуя по этой внутренней улице, молодые люди будут формировать необходимые пространственные навыки, изучать ситуации, с которыми могут встретиться в реальной жизни.
Композиционно блоки связаны между собой центральным двором со сложносочинённым пространством. По сути, этот двор будет большим учебным классом под открытым небом, в котором незрячие люди смогут учиться взаимодействию с окружающим миром в любое время года.
– Это один из тех редких случаев, когда у нас стояла задача осознанно усложнить навигацию внутри здания, увеличить длину и протяжённость коридоров, чтобы возникали навыки ориентирования в сложных пространствах, – рассказала Александра Кузьмина. – По этой же причине рабочей группой была поддержана и идея с двором как учебно-тренировочным пространством, где люди смогут спокойно гулять, получать опыт социализации в уличной среде.
Функция экономии
Александра Кузьмина обратила внимание на то, что продуманность планировочных решений оказывает огромное влияние на востребованность и экономику проекта.
– Хотелось бы отметить, что сегодня не столь большое отличие стоимости реализации бюджетных объектов от коммерческих достигается в проектах, где сделана ставка на многофункциональность используемых пространств. Например, рекреационные пространства, которые в обычных школах традиционно являются самодостаточными выделенными объёмами в таких проектах, получают дополнительные функции – общение, образовательный процесс, – сказала она.
Благодаря профессиональной работе архитектора, можно добиться значительного снижения стоимости строительства и последующей эксплуатации объектов образования.
Особенно это актуально для девелоперов, которые реализуют проекты образовательных учреждений в составе жилых и многофункциональных комплексов за счёт собственных средств и потом передают их на баланс городских округов. Ведь вся стоимость квадратных метров социальных объектов так или иначе включается в цену жилья.
Участники семинара также обсудили технологии и возможности современных строительных материалов.
– На рабочей группе Архкомиссии мы часто видим проекты, авторы которых бесконечно используют один и тот же приём. Начав в какой-то момент применять «модный» вариант, архитекторы следуют по этим рельсам, не отступая в сторону ни на шаг. Причина зачастую кроется в незнании технологий. Поэтому мы стараемся рассказывать проектировщикам, как можно работать с современными строительными материалами и конструкциями, чтобы сделать свои решения интереснее, — сказал председатель Ассоциации проектировщиков Московской области Илья Машков.
Руководители и представители Фасадного союза и компании-производителя рассказали участникам семинара о практически безграничных возможностях современных декоративно-отделочных материалов из керамики и системы крепления фасадов. Представленные коллекции продемонстрировали как расширенную линейку масштабов элементов, так и эстетическую палитру, в которой можно найти имитацию практически любой фактуры.
Андрей Макарский