Колледж «Подмосковье» – один из крупнейших в области и готовит специалистов по 35 специальностям и профессиям. Ежегодно из его стен выходит 750 молодых специалистов. Чтобы все они не остались без работы, колледж ведёт серьёзную работу по трудоустройству выпускников. И это не только партнёрские программы по трудоустройству с крупными подмосковными компаниями, но и плотная работа со средним и малым бизнесом. О том, как ведётся эта работа «Клинская Неделя» поговорила с заместителем директора по учебной и производственной работе Ольгой Гордеевой.
– Ольга Владимировна, как у вас выстроена работа с представителями бизнеса?
– Конечно, наиболее плотно мы работаем с крупным бизнесом. Фактически с каждым нашим крупным партнёром есть отдельная программа по подготовке специалистов. Формы взаимодействия могут быть разными. Например, дуальная форма обучения. Мы заключаем договор с предприятием об обучении необходимого им количества учеников. Под каждого из них составляется индивидуальный график обучения. В соответствии с этим графиком студенты три дня в неделю проходят практику непосредственно на предприятии, а оставшиеся два дня изучают теорию в колледже. Таким образом у предприятия есть возможность подготовить специалистов по своим стандартам, максимально вписать их в свою структуру. При этом на некоторых предприятиях студентам выплачивают стипендию, заводят трудовые книжки.
Самый распространённый вариант – это когда работодатели сами с нами связываются и сообщают сколько человек и какой специальности им нужно. Часто мы сами выходим на работодателей и предлагаем им трудоустроить наших выпускников. Постоянно в течение года собираем небольшие круглые столы тем или иным отраслям, общаемся с представителями отрасли, спрашиваем какие специалисты им нужны. И это очень полезная практика, так как она позволяет нам понимать какие специальности наиболее востребованы в отрасли, и понимая это, проводим набор на следующий учебный год.
В конце каждого учебного года приглашаем представителей предприятий к себе. Например, на третьем-четвёртом курсах приезжают представители концерна Мерседес, с которым у нас подписан договор о подготовке специалистов. Они смотрят, как ребята выполняют лабораторные работы, проверяют их на знание предмета, специфические навыки, и отбирают для себя тех, кто для них подходит.
Так же тесно сотрудничаем и с аэропортом Шереметьево. Они запрашивают от нас специалистов по многим специальностям: технические, сервисные, пищевые и берут практически всех наших студентов, платят им за отработку практики, а некоторым четырёхкурсникам открывают трудовые книжки. Сейчас многие наши выпускники работают в этом аэропорту, сами видели.
Немного иначе обстоит дело с представителями среднего и малого бизнеса. Обычно они сами заходят на наш сайт, связываются с нами и сообщают сколько человек им нужно. Как правило, их потребности ограничиваются одним-двумя молодыми специалистами. Если это известные нам компании, то вопросов нет, а вот если это какая-то новая компания, или неизвестная нам, то мы сначала выясняем что они из себя представляют, как у них обстоит дело с организацией труда, какие отзывы об их деятельности оставляют клиенты. И это не пустое любопытство: мы должны быть уверены, что компания в ближайшее время не канет в Лету и наши выпускники не останутся без работы. Только после этого мы рассматриваем вопрос о сотрудничестве.
До начала ситуации с пандемией мы приглашали к себе работодателей в группы, и те сами рассказывали ребятам о своём предприятии. Сейчас с этим сложнее, из-за ограничений. Тем не менее, наша задача – донести до ребят информацию о возможном месте работы и самим понимать, куда они идут. То есть, идёт такой взаимный выбор: ребята выбирают предприятие на котором хотят работать, а предприятие стремится выбрать наиболее подготовленных и перспективных. Хотя у нас все лучшие и перспективные.
– Но ведь бывает и так, что малой организации нужен специалист какой-нибудь особенной специальности. Как быть в этом случае?
– В этом случае они смотрят у нас на сайте наиболее близкие специальности, по которым мы обучаем и присылают запрос. Например, в прошлом году к нам обратилась клинская компания по установке сигнализации. Они взяли наших ребят – специалистов по цифровой обработке и компьютерным сетям, и уже у себя переучили их так, чтобы те могли работать по их профилю.
– Компании, с которыми вы подписываете договор о подготовке специалистов, помогают вам в создании технической базы для обучения?
– В каждом случае бывает по-разному. Например, когда мы подписали договор с «Мерседес», то переделывали учебные мастерские. Финансировало нас Министерство образования Московской области, а специалисты концерна принимали участие в разработках программ, давали советы по обустройству мастерских.
А один крупный банк, с которым мы сейчас тоже сотрудничаем, сам оборудовал нам лабораторию, куоторая выглядит как мини-отделение банка. И учащиеся отрабатывают здесь практические навыки.
– Ну, хорошо, это то, что касается договоров. А как быть тем, кто учится по общей программе? На каком оборудовании они учатся?
– На самом современном. Другое дело, что мы, как образовательное учреждение, не можем предусмотреть всего, с чем столкнутся наши выпускники на предприятии. А там разброс по оборудованию может быть большим. Мы, например, учим наших поваров работать на современных индукционных плитах и прочем современном оборудовании. Но, если кто-то из них попадёт работать в госучреждение, то вполне может иметь дело с электроплитами советских времён. И совсем другое дело – оборудование в кафе. Но и тем, и другим мы даём базовые знания и навыки, которые помогут молодому специалисту развиваться. При этом надо учитывать, что наши выпускники похожи на пластилин и из них можно сделать именно таких специалистов, которые нужны на предприятии. Поэтому, кстати, все устраиваются на работу сразу. За исключением тех, кто идёт в армию.
– А списки по потребностям работодателей вы готовите к какому-то конкретному сроку, или регулярно их пересматриваете?
– Жизнь же не стоит на месте, поэтому и мы должны ей соответствовать. Списки пересматриваются раз в месяц, потому что и запросы идут круглый год. Кто-то просит студентов на практику, кто-то только устанавливает с нами отношения. Все эти запросы мы тут же встраиваем в процесс обучения. Хотя, разумеется, есть основной учебный план по которому учатся все студенты.
– Раз вы стремитесь соответствовать жизни, значит и преподаватели должны стремиться к тому же. Где вы находите преподавателей? Как повышаете их квалификацию?
– У нас в колледже работают более 180 преподавателей и все они – высококлассные специалисты, знающие своё дело. Это те люди, которые знают не только теорию, но и практику, знают, что из себя представляет специальность, которой они учат. Ежегодно, в соответствии с учебным планом, каждый преподаватель самостоятельно разрабатывает программу обучения. Затем мы согласовываем её с работодателями-партнёрами.
Есть среди них и те, кто работает с нами по совместительству, т.е. основное место работы у них на предприятии. Впрочем, иногда они переходят из разряда совместителей в разряд постоянных сотрудников.
Разумеется, все они постоянно повышают свою квалификацию: проходят стажировку на предприятиях, чтобы не отставать от времени, не отставать от жизни, понимать, как работают предприятия.