Российские компании, чтобы избежать повторного локдауна, вводят на своих предприятиях дополнительные ограничения.
Наиболее успешные практики собрали специалисты министерства экономического развития. Среди них – горячая линия для граждан для жалоб на нарушения со стороны персонала компаний, запрет на рукопожатия в офисе и отказ от использования многоразовой посуды.
Новые практики
Минэкономразвития подготовило презентацию с лучшими практиками бизнеса: какие дополнительные и добровольные меры по борьбе с коронавирусом вводят компании. Предприниматели с повышенной социальной ответственностью возьмут на себя дополнительные обязательства, отметило Минэкономразвития в своём документе.
Как пишут «Известия», предприятия должны исполнять обязательные меры по защите от вируса: дезинфицировать помещения, персоналу следует носить средства индивидуальной защиты. Продуктовые компании совокупно тратят на это 2,1 млрд рублей в месяц, непродуктовые – более 3 млрд рублей, оценили в Ассоциации компаний розничной торговли.
Минэкономразвития исполнило поручение первого вице-премьера Андрея Белоусова о создании платформы, где предприятия могли бы обмениваться опытом по борьбе с коронавирусом. Зампред правительства также рекомендовал бизнесу разработать меры по повышению дисциплины в следовании антикоронавирусным правилам. Из презентации Минэкономразвития следует, что в этой работе также участвовали Минпромторг, Минспорта, Минкультуры, Роспотребнадзор и Ростуризм.
Опыт весеннего локдауна показал, что ограничительные меры губительны, компании не хотят его повторения, считают в «Опоре России». В документе Минэкономразвития представлен вариант дополнительного контроля компаний, которые входят в «Деловую Россию». Например, бизнес обязуется регулярно тестировать не менее 10% сотрудников на коронавирус.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) готова сократить приём наличных – стимулировать покупателей использовать безналичную оплату, к примеру, скидками. Также АКИТ организовала горячую линию, на которую покупатели могут сообщать о продавцах и курьерах, работающих без масок и перчаток. Далее организация будет передавать эти данные в компании, а при регулярных нарушениях ритейлеров – в Роспотребнадзор.
Соблюдение эпидемических правил – это не только вопрос контроля со стороны государственных органов, но и самоорганизации отрасли, отметил президент АКИТ Артём Соколов.
– Ассоциация предложила отрасли e-commerce (электронная коммерция) закрепить у себя специальные стандарты работы в условиях пандемии. А контроль за их исполнением возложить на граждан, которые могут обращаться на горячую линию АКИТ, – сказал он.
Бесценная защита
Меры самоконтроля предприняты и другими ассоциациями и компаниями. Так, Ассоциация владельцев кинотеатров увеличила интервалы между сеансами, чтобы иметь возможность дополнительно проветрить залы и провести их санитарную обработку. Представитель организации сказал, что пока сложно оценить, какие результаты могут принести дополнительные меры, а также затруднился оценить их стоимость для компаний.
Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) рекомендовала персоналу всех заведений, которые входят в организацию, мыть руки каждые 30 минут, а также дезинфицировать столы после каждого гостя.
Ассоциация торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) ограничила переговоры сотрудников компаний, а также их командировки. Плюс к этому работники в офисах отказались от рукопожатий, использования общей посуды.
Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ) предложила своим клиентам предварительно записываться перед посещением клуба. Более того, фитнес-центры решили отказаться от одноразовых стаканчиков в кулерах в клубах. Ассоциация также сформировала горячую линию для жалоб, сказала вице-президент организации по работе с регионами Марина Мандзюк. В АОФИ уточнили: чтобы соблюдать уже действующие рекомендации Роспотребнадзора, компании отрасли вынуждены тратить на 20–30% больше. Хотя стоимость дополнительных добровольных мер эксперт не оценила.
Бизнес, конечно, не сможет практиковать максимально жёсткие ограничительные меры, чтобы бороться с пандемией, полагает директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. Например, закрывать магазины, ведь это тут же ударит по прибыльности предприятий. Тем не менее компании могут быть эффективны в борьбе с пандемией, уверен эксперт. Допустим, переводить большее число сотрудников на удалённый режим работы: это позволяет сократить количество людей в общественном транспорте и снизить распространение вируса.
Между тем регионы уже начали вводить жёсткие запретительные меры. Как ранее писала «Клинская Неделя», Бурятия пытается переломить рост заболеваемости, поэтому с 16 ноября по 30 ноября в республике остановлена работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных. Более того, приостановлена деятельность розничной торговли, ТЦ.
На этом фоне Москва пока использует более мягкие меры. С 13 ноября по 15 января запрещена работа общепита с 23:00 до 6:00, кинозалы и театры можно заполнять лишь на 25%, а студенты вузов и колледжей, а также школьники 6–11 классов переведены на удалёнку.
Лев Новожилов