Новыми красками: COVID наставил бизнес на «белый» путь

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Пандемия коронавируса поспособствовала некоторым позитивным трендам в российской экономике.

Предприниматели отмечают рост конкуренции и дальнейшее сокращение серых бизнес-схем. Как показал ежемесячный опрос малого бизнеса, проведённый исследовательским агентством Magram Market Research совместно с «Опорой России» и Промсвязьбанком (ПСБ), 48% опрошенных предпринимателей отметили, что уровень конкуренции в 2020 году вырос. В опросе приняли участие владельцы и руководители 1647 компаний малого и среднего бизнеса из всех регионов России.

Обострение конкуренции

По данным исследования Magram, рост конкуренции является прямым следствием пандемии – она привела к изменению моделей поведения клиентов и методов ведения бизнеса в условиях ограничительных мер, цифровизации и снижения платежеспособности населения. 43% респондентов сказали, что уровень конкуренции не изменился, и лишь 9% отметили её снижение.

Большинство предпринимателей (60%) оценили, что количество компаний-конкурентов в их отрасли не изменилось, то есть пандемия скорее вызвала обострение конкуренции между действующими бизнесами. Для 55% опрошенных конкурентами являются другие компании малого и среднего бизнеса, однако 29% предпринимателей вынуждены соперничать с крупным и сетевым бизнесом. Для 4% предпринимателей главными конкурентами являются интернет-магазины и агрегаторы.

Всплеск развития электронных сервисов привёл к тому, что больше крупных игроков начали выходить на те рынки, где традиционно работал малый бизнес, считает президент «Опоры России» Александр Калинин. «Рынок сжимается для малого бизнеса, что приводит к более высокой конкуренции», – сказал он.

Сокращение «серых» схем

Согласно опросу, 56% бизнесменов считают, что большинство компаний в их отрасли работает «вбелую» (то есть не скрывают существенную часть оборота от налогов). Лишь 21% опрошенных сказали, что большинство компаний пользуется серыми схемами. Предыдущий сопоставимый опрос проводился в 2018 году, и тогда в преобладании честных методов были уверены меньше половины респондентов – 42%. Авторы исследования считают, что активные процессы цифровизации и меры господдержки в пандемию поспособствовали большей прозрачности бизнеса.

По мнению Калинина, двукратное снижение ставки страховых взносов во внебюджетные фонды для малого и среднего бизнеса стало одним из решающих факторов обеления бизнеса.

– Выгоднее сегодня платить 15% взносов с зарплат сотрудников и при этом иметь льготы и доступ к госзакупкам, чем платить вчёрную, – сказал он.

Глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров отметил «очень серьёзное обеление экономики» и падение «аппетита к незаконным операциям». «Обеление» среди конкурентов ощутили предприятия всех сфер экономики, но сферы торговли и производства почувствовали его сильнее, утверждает Magram. Для торговых предприятий причины кроются в необходимости применения с 2020 года кассовых аппаратов, а для предприятий сфер производства фиксируется ужесточение контроля за налогом на добавленную стоимость (НДС).

По данным Росстата за второй квартал 2020 года, более 19% всех занятых в России (около 13,4 млн человек) по-прежнему трудятся в неформальном секторе экономики, то есть с их заработков, вероятно, не платятся подоходный налог и страховые взносы. При этом участие в неформальной экономике сокращается – в середине 2019 года таких было 15,25 млн человек (21,3% занятых). Благодаря новому налоговому режиму для самозанятых в этом качестве зарегистрировались 1,3 млн человек.

Рост инвестиций

Несмотря на некоторые положительные эффекты пандемии, в целом она и неопределённость с длительностью карантинных мер остаются основным барьером для бизнеса: 66% предпринимателей назвали этот фактор главным ограничением. О высоких издержках говорит каждый третий предприниматель. Для сегмента малого бизнеса арендная плата и расходы на персонал, как и налоговая нагрузка, являются самыми крупными и постоянными статьями расходов.

Индекс деловой активности малого и среднего бизнеса в октябре 2020 года немного повысился – до 47,5 пункта по сравнению с сентябрьским значением 46,6, но остаётся в зоне снижения деловой активности (ниже 50 пунктов).

– Средний чек уже упал на 15–20%. И у бизнеса нет запаса прочности, чтобы пережить второй локдаун. Например, загрузка отелей сейчас в среднем 20%, фитнес-центры оказались в катастрофической ситуации, – отметил Александр Калинин. – Без мер поддержки со стороны правительства ситуация была бы ещё хуже.

В октябре, впервые с марта, доля бизнеса, который увеличивает инвестиции, превысила – на 5 пунктов – долю тех, кто принял решение об их сокращении. Это может свидетельствовать о двух разнонаправленных факторах.

– С одной стороны, появление вакцин от коронавируса даёт надежду предпринимателям на то, что в ближайшие полгода мы сможем выйти из ограничений и массовых локдаунов, поэтому малый и средний бизнес инвестирует в будущее, – считает вице-президент ПСБ Кирилл Тихонов. – С другой стороны, сейчас наблюдается вторая волна коронакризиса и все понимают, что могут быть введены новые ограничения или ужесточены действующие, поэтому предприниматели стараются вкладывать средства в инструменты, которые позволят поддержать компанию при развитии негативного сценария.

Максим Клинский по материалам РБК

9 534 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики