В прошедшие выходные клинчане вновь жаловались на нестерпимый запах, идущий с Алексинского карьера. В течение 18 и 19 сентября жители жаловались на сильный неприятный запах, тошноту, кашель, резь в глазах. Жалобы поступали от жителей Третьего и Пятого микрорайонов, Десятого посёлка, Талиц, Акуловской слободы, Нового Клина, деревень Белавино, Борозда, Ямуга.
В связи с этим вновь встал вопрос о том, насколько опасен для здоровья людей свалочный газ? Чтобы выяснить это, «Клинская Неделя» обратилась к независимым экспертам.
В этом материале Ольга Шевелёва – кандидат географических наук, координатор экспертного сообщества «Российское экологическое сообщество», научный редактор журнала «Справочник эколога», Софья Климова – руководитель экологического движения «РазДельный сбор» и Александр Долгушин – ведущий эксперт партии «Зелёная Альтернатива», магистр экологии и природопользования, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики устойчивого развития Московского университета им. Витте расскажут, что такое свалочный газ, насколько он вреден для человека, как избежать его выделения и что делать, если проблема свалочного газа преследует жителей?
Что такое свалочный газ и почему он образуется?
Эксперты-экологи рассказали, что свалочный газ состоит в основном из метана, который непригоден для дыхания, и углекислого газа. Оба вещества малотоксичны, но обладают сильным парниковым эффектом. Население же страдает не столько от них, сколько от токсичных «добавок», которые присутствуют в составе свалочного газа. К ним относятся сероводород, аммиак и меркаптаны – высокотоксичные газы с неприятным запахом, которые образуются в результате разложения органических фракций отходов.
Свалочный газ образуется во время процесса гниения без доступа кислорода. Когда в природе органические вещества в небольших количествах лежат на поверхности земли и имеют доступ к кислороду, они превращаются в полезные вещества: перегной, почву, и природный цикл замыкается. На свалке же в глубинах плотно спрессованной массы отходов происходит анаэробное (без доступа кислорода) брожение. Выделяющийся газ находит выход на поверхность не сразу: он сочится и сочится из неплотностей, в большом количестве оставаясь в теле полигона.
Вреден ли свалочный газ?
Ольга Шевелёва: Опасность вещества напрямую зависит от его концентрации в определённом месте. Даже самый токсичный газ не приносит вреда, если его концентрация в воздухе соответствует предельно допустимой. В то же время и малотоксичный газ может стать вредным, если его содержание в воздухе в 10 или 100 раз превышает норму. Чтобы определить концентрацию вещества, необходимо провести замеры при помощи аккредитованных лабораторий. Однако если запах едкий и доставляет людям дискомфорт, то очевидно, что на полигоне присутствуют нарушения. А, как известно, за каждым нарушением правил следует опасность.
За свою жизнь я могу вспомнить только два случая, когда концентрация поступающих в атмосферу техногенных газов вызвала отравление и госпитализацию жителей. Первый произошел около 20 лет назад в Павловском Посаде, когда небольшое предприятие решило сжечь вместо солярки высокосернистую нефть. Во втором случае произошло отравление школьников после мощного выброса свалочного газа на мусорном полигоне Ядрово вблизи Волоколамска. Однако в большинстве ситуаций свалочный газ становится причиной дискомфорта жителей не вследствие серьёзных проблем со здоровьем, а из-за неприятной вони, периодически спадающей и усиливающейся.
Как свалочный газ влияет на здоровье людей?
Александр Долгушин : Свалочный газ представляет угрозу и для здоровья человека. Он вызывает кашель, головную боль, тошноту и рвоту, кожные покраснения. Не имеющий ни цвета, ни запаха и входящий в его состав метан при высокой концентрации обладает слабым наркотическим эффектом, а также влияет на центральную нервную систему.
Люди, живущие вблизи свалок, чаще страдают от рака, сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также различных видов аллергии. В случае респираторных недугов повышенная заболеваемость наблюдается на расстоянии до 5 км от полигона. С точки зрения обеспечения экологической безопасности, я не рекомендую жить в радиусе 3 км от любого полигона. Даже если человек не чувствует воздействие свалочного газа на своё здоровье, то пусть не удивляется, почему его дети имеют с детства хронические или онкологические заболевания.
Ещё страшнее то, что после своего образования свалочный газ вступает в реакцию с различными видами отходов, которые захораниваются на полигонах. В результате этого образуются сложные молекулы токсичных и канцерогенных соединений. В России на полигоны завозятся не только твёрдые коммунальные отходы, а всё подряд. Поэтому на том же Алексинском карьере сегодня можно собрать всю таблицу Менделеева. Никто с точностью не знает, какие токсичные комбинации образуются по мере сбраживания отходов в теле полигона и как потом они влияют на здоровье человека.
Как избежать образования свалочного газа?
Софья Климова: Ключ к спасению – сортировка мусора. Нельзя, чтобы на свалки попадали отходы органического происхождения. Мы смешиваем пищевые отходы с бутылками, банками, картонками и прочим, поэтому получается масса, которая гниёт и выделяет свалочный газ. В странах, где развит раздельный сбор мусора, на полигон поступают только те отходы, которые в данный момент не поддаются переработке и при этом не гниют. Это могут быть остатки строительных отходов, обрезки пластика, неперерабатываемая упаковка. Масса прессуется и складывается на полигоне. При этом свалочный газ не образуется, потому что на свалке находятся в основном сухие отходы, которые могут долгое время лежать в складированном виде и не оказывать влияния на окружающую среду. Кроме пищевых отходов со свалок необходимо убрать макулатуру и разного рода порубочные остатки деревьев, травы. Эти материалы должны превращаться в компост, а не служить источником свалочного газа.
Если ситуация запущена и свалочного газа много, поможет ли дегазация и рекультивация?
Ольга Шевелёва: Рекультивация нужна, чтобы быть уверенным, что полигон закрыт и мусор туда больше не завозят, а также, чтобы дать территории шанс на вторую жизнь. В Подмосковье используется в основном рекреационный способ рекультивации. Он подразумевает создание лесопарковых насаждений, парков, спортивных площадок и других зон для отдыха на месте бывшего полигона. Рекреационная рекультивация не требует нанесения мощного плодородного слоя почвы и выравнивания склонов поверхности. В нашей равнинной местности гора – это плюс, однако её нужно правильно сделать.
Рекультивация делится на этапы: прекращение ввоза отходов, уплотнение тела полигона и придание ему правильной формы во избежание просадок и оползней, создание подпорных стенок. Проблема в том, что внутри старого полигона масса пустот, наполненных свалочным газом, и чтобы его оттуда убрать и сжечь на факельной установке, нужно сначала проложить трубы, по которым он будет выводиться. Однако как только газонаполненные пустоты получают выход в атмосферу, свалочный газ уже не сочится, а вырывается под давлением, из-за чего жители близлежащих поселений начинают задыхаться. Этап монтажа системы и сбора биогаза – самый проблемный для населения.
На самом деле, дегазация – процесс сомнительный, и, на мой взгляд, его спокойно можно избежать. Одно дело, когда система отвода биогаза цивилизованно создается вместе с полигоном, растёт вместе с ним и отводит газ на сжигание по мере образования. Совсем другое дело, когда вскрывают зловонный нарыв, который копился десятилетиями.
Я живу в шести километрах от полигона Тимохово, но при этом до нас никогда не доходил запах свалочного газа. Страдали в основном те, кто жил в радиусе двух километров. Однако когда начались работы по проведению дегазации, вонь, судя по реакции жителей, распространилась на 18-20 километров. Если бы полигонам давали 20-30 лет, чтобы изжить себя, то жители не чувствовали бы того дискомфорта, который преследует их в период дегазации. Естественные процессы не дают превышения допустимой концентрации веществ, которое возникает при искусственном извлечении газов. Я в своё время неоднократно делала документацию для полигонов. Из них, конечно же, сочился в атмосферу свалочный газ, но происходило это равномерно, потихоньку. Могу с уверенностью сказать, что мы ни разу не заметили превышений на границе санитарно-защитной зоны.
Единственное утешение, что дегазация – процесс не вечный и не столь длительный: газ частично стравят, частично заведут на факел для сжигания. После этого резкие наплывы вони в большей степени прекращаются. В любом случае, не стоит паниковать и продавать за бесценок свое жилье: полигон рекультивируют, пройдет время, и ваши дети из окна будут видеть не горы мусора, а классную лыжную горку.
Свалочный газ – самая страшная опасность, исходящая от свалок?
Софья Климова: Не только свалочный газ, но и свалки в целом представляют из себя опасный объект. Они постоянно горят, выделяют вредные вещества. В их число входит и свалочный газ, который опасен для здоровья и составляет практически половину парникового эффекта. Кроме того, свалочный газ – взрывоопасный источник возгораний. Когда на полигон попадает стекло, которое срабатывает как линза на солнце, выделяется метан и происходит возгорание свалки. Потушить его практически невозможно. Горящие полигоны заливают на какое-то время, чтобы устранить открытый огонь, однако отходы всё равно продолжают тлеть.
Также свалки образуют фильтрат – воду, которая проходит сквозь толщу накопленных отходов и вбирает в себя опасные вещества, среди которых тяжёлые металлы. К сожалению, в России большинство свалок не имеет хорошей изоляции внизу тела полигона, поэтому фильтрат попадает в грунтовые воды и сливается в реки и подземные воды.
Поэтому проблему свалочного газа стоит рассматривать не только для того, чтобы избавиться от неприятного запаха. Задача более широкая и основательная: как сделать так, чтобы разные виды отходов не смешивались, а собирались отдельно для извлечения пользы? Как сделать свалки безопасными и в максимальной степени ликвидировать их вредоносность для населения и окружающей среды?
Какие пути самые оптимальные для устранения проблемы свалочного газа?
Александр Долгушин: Для предотвращения воздействия свалочного газа необходимо при проектировании полигонов предусматривать газоотводы с последующим сжиганием. В России такие полигоны начали строить недавно, в течение последних 4 лет.
Другим важным решением является сортировка пищевых и органических отходов, а также отходов бумаги и картона. Они не должны попадать на свалки! Также в санитарных нормах должно быть прописано, что санитарно-защитная зона вокруг объекта должна быть пропорциональна размеру полигона. Сейчас же для всех полигонов санитарно-защитная зона установлена в размере 500 метров. (Напомним, что Алексинский карьер расположен в 400 метрах от жилых домов).
Алексинский карьер – это полигон, где превышена ежегодная мощность. В результате этого жители чувствуют «перебор» отходов на свалке, потому что процессы разложения превышают норму и количество образующегося свалочного газа в несколько раз.
Стефания Даниелян