Девять из десяти предпринимателей (87%) считают, что бизнес в России вести сложно, показало исследование PwC и аналитического центра НАФИ. Оно было проведено впервые за три года, но в 2018 году результаты были практически такие же: 88% опрошенных тогда выбрали ответы «скорее сложно» или «очень сложно». Наиболее острыми проблемами респонденты назвали высокий уровень налогообложения, административные барьеры и бюрократию, отмечает Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC. Любопытно, что о низкой производительности труда упомянули только 28%.
Как и в 2018 году, около 60% предпринимателей считают, что в стране высокий уровень экономической преступности (по сравнению с предыдущим опросом на 7% сократилась доля тех, кто считает его низким: таковых осталось менее четверти). 69% называют высоким уровень коррупции (в 2018-м цифра была 70%). Данил Соловьёв, директор и сооснователь международной сети автосервисов FIT SERVICE, говорит, что сейчас вести бизнес в стране стало сложнее, потому что «государство подталкивает всеми способами бизнес к соблюдению законов», но считает эти действия государства правильными.
Ещё 12% руководителей утверждают, что их бизнесу мешают трудности, связанные с законодательством, прежде всего с вносимыми в него изменениями. Примерно столько же опрошенных полагают, что развитие их бизнеса затрудняют административные барьеры и бюрократия (11%).
– Ситуация переходная, страна столкнулась с большими вызовами. Старение населения, возрастающая конкуренция на мировых рынках, сокращение влияния углеводородов. Для преодоления этих вызовов требуется придание стимулов для бизнеса, – полагает Олег Худяков, гендиректор «Сенсорлинк-Логистика».
Спрос компаний на господдержку высок, но не всем удаётся её получить.
– В прошлом году многие предприниматели не смогли получить антикризисные выплаты и льготные кредиты, – отмечает Аскар Рахимбердиев, эксперт по малому и среднему бизнесу, сооснователь облачного сервиса для предпринимателей «МойСклад». – Одна из главных причин – путаница с кодами ОКВЭД, которые до тех пор имели чисто статистический характер. Предприниматели в различных сообществах жалуются, что чиновники отказывают в получении субсидий.
Согласно результатам опроса PWC, актуальность поддержки со стороны государства сохранится для бизнеса и в постпандемический период. Так, по мнению 42% руководителей, расширение мер государственной поддержки будет способствовать восстановлению их бизнеса после пандемии. Примерно столько же респондентов (41%) хотели бы, чтобы государство сфокусировалось на стимулировании потребительской активности населения.
– Цифровизация экономики, упрощение доступа к госуслугам, большая прозрачность госзакупок показывает действия правительства с положительной стороны. Тем не менее, всеобщая глобализация убивает малый бизнес. Чтобы остаться на рынке нужно постоянно оптимизироваться и развиваться. Бизнес перепродаж практически вымирает. С другой стороны, закрытые границы повышают конкурентоспособность отечественных производителей. Производство в России на внутренний рынок становится выгоднее, – рассказывает Александр Кравченко, гендиректор «Мегахолод».
Оценивая перспективы экономического роста на ближайшие три года, большинство респондентов склоняется к тому, что темпы роста ВВП будут ниже среднемирового показателя (47%), аналогичного мнения придерживалось большинство руководителей и в 2018 году (59%). Немногим менее трети опрошенных в 2021 году (около 30%) ожидают, что темпы роста ВВП будут соответствовать среднемировому показателю.
– Я уверен, что идёт вхождение в новый экономический цикл. Мы вступаем в сырьевой суперцикл и эпоху высокой инфляции на ближайшие 6-8 лет. Лучше не бороться со стихией, а использовать её силу в своих интересах. Я ожидаю, что экономика выйдет на устойчивые темпы роста по 4-5% в год, рост спроса на стройматериалы, ежегодно в течение следующих 5-6 лет будет прирастать на 15-20%. Мы можем повторить цикл 2000-2007 годов со среднегодовыми темпами роста ВВП в 7-8% и ростом денежной массы 20-40% в год, – говорит Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер «Технониколь».
Максим Клинский