Автомобильные дворники, сметающие грязь с лобового стекла, привычны для российского бизнеса, постоянно нацеленного на движение вперёд. Но вот привычка регулярно смотреть в чистое зеркало заднего вида, к сожалению, не устоялась. Опросы общественного мнения, если развивать метафору Баффетта («В мире бизнеса зеркало заднего вида всегда чище, чем лобовое стекло»), – это взгляд в чистое зеркало заднего вида, позволяющий уточнить, как лучше преодолевать дистанцию, нет ли угрозы слева или справа.
Специалисты консалтингового агентства PwC попросили коллег из Фонда «Общественное мнение» провести опрос с участием 2021 человека – россиян, проживающих как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах, – для выяснения их отношения к бизнесу. Картина получилась любопытная.
Выяснилось, что и через 30 лет после распада СССР мнение россиян о возможности успешного ведения бизнеса в нашей стране остается скептическим, хотя отношение к самим бизнесменам вовсе не является таковым.
«Скорее хорошо» к отечественным бизнесменам относятся 76% респондентов, а «скорее плохо» – лишь 10%. При этом 45% полагают, что лет 10–15 назад отношение к бизнесменам было хуже, 20% думают, что, наоборот, лучше, а по мнению четверти опрошенных, ничего не изменилось.
Число тех, кто убеждены, что бизнесмены в России оказывают большое влияние на жизнь в стране (48%), превышает совокупное количество пессимистов (24% назвали это влияние небольшим, а ещё 14% заявили, что оно вообще отсутствует).
В то же время условия для ведения бизнеса в России опрошенные считают скорее неблагоприятными, чем благоприятными (49% против 37%), и 44% говорят, что в последние годы они скорее ухудшаются (инакомыслящих – всё те же 37%). Однако почти в такой же пропорции люди «скорее верят» в улучшение условий для работы бизнесменов в предстоящие годы.
Это, правда, не сказалось на ответе на вопрос, не хотели бы опрошенные иметь собственный бизнес. 54 % категоричны: «Нет». Свои надежды они связывают с детьми и внуками. Почти двум третям хочется, чтобы их наследники стали бизнесменами.
Немало пищи для ума подарили ответы на вопросы о взаимодействии государства и бизнеса. За сокращение налогов с бизнеса высказался 41% опрошенных. 33% предлагают оставить всё как есть, и лишь 11% – повысить налоги.
Число тех, кто ратуют за усиление регулирования бизнеса государством, вдвое превышает число сторонников противоположного мнения (соответственно 52% и 25%).
Вероятно, за этим прежде всего стоит стремление россиян облегчить жизнь малому бизнесу. В том, что именно ему, а не крупному бизнесу, следует оказывать государственную поддержку, не сомневаются три четверти опрошенных (за крупный бизнес «заступились» лишь 13%). Больше половины (55%) констатируют, что малому бизнесу не удаётся справляться с трудностями, вызванными пандемией. Почти консенсус наблюдается при ответе на вопрос, нужна ли малому бизнесу дополнительная поддержка: 89% говорят «да».
В 2021 году PwC уже в шестой раз проводила конкурс «Деловая книга года в России», вызывающий неизменный интерес у сообщества: десятки тысяч человек принимают участие в отборе лучших произведений бизнес-литературы путём онлайн-голосования, а затем члены компетентного жюри определяют победителей. Поэтому нам, безусловно, не терпелось узнать об отношении респондентов к книгам, повествующим о том, как следует заниматься бизнесом. Выяснилось, что эта литература «скорее интересует» 17% россиян. «Скорее нет» ответил 81 % опрошенных.
Можно ли назвать эти данные печальными? Едва ли. В возрастной категории 18–30 лет бизнес-литература интересует 36% россиян!
Помните? Почти двум третям опрошенных хотелось бы, чтобы бизнесом стали заниматься их дети и внуки. Эти мечты вполне способны сбыться. Если, смотря в лобовое стекло, не забывать про зеркало заднего вида.
Лев Новожилов