Разбродин Андрей Валентинович – президент Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, член Совета Торгово-промышленной палаты РФ, председатель комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности ТПП РФ, член Общественного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ. В своём интервью Андрей Разбродин рассказывает «Клинской Неделе» о том, как существует лёгкая и текстильная промышленность сегодня.
С какими проблемами сегодня сталкивается лёгкая промышленность в России?
После развала Советского Союза наша отрасль оказалась на последнем месте с точки зрения интереса к ней и её понимания. По показателям 1989 года около 28% ВВП составляла продукция текстильной лёгкой промышленности. Конечно, в то время с точки зрения частного потребителя уровень качества и современности уступал западным изделиям. Акцент был больше на обеспечение армии, технических нужд, а не на соблюдении модных тенденций. Тогда существовали огромные фабрики, на которых много что производилось. К сожалению, сегодня их уже нет.
В наши дни текстильная лёгкая промышленность – второй в России по объёму рынок после пищевого рынка (4,3 трлн. руб.). По большому счёту, нам всё ещё есть куда стремиться, но для этого нужно не на словах, а на деле менять своё отношение к текстильной отрасли. Российский производитель сегодня занимает 17% рынка, что составляет 748 млрд. рублей. Однако в лучшие времена мы имеем в год материальной помощи (в виде субсидий и дотаций) в размере 3 млрд рублей. Это сумма недостаточная, но всё равно приносящая результат, за что нужно сказать спасибо. Это скорее финансовый аспект, а есть вещи, которые нужно делать в естественном обороте, ежедневно регулируя рынок. Его объём достаточно большой, поэтому есть, во что вкладываться.
Что делает Торгово-промышленная палата РФ для поддержки текстильной лёгкой промышленности?
Торгово-промышленная палата – это не государственное учреждение, а общественная структура, через которую мы имеем возможность доносить свои отраслевые взгляды и подходы до руководящих структур. Надо сказать, что за последние годы многое поменялось. Какие-то вещи начали получаться, но сами по себе идеи и программы не могут работать без специального государственного регулирования, дополнительно выделенных средств. Я думаю, что наше время потихоньку приходит. Особенность в том, что наша отрасль весьма специфическая и для многих не совсем понятная. Но нельзя обесценивать её значимость: нет сегодня отрасли, в которую бы не входила та или иная часть, производимая текстильной или лёгкой промышленностью.
Могут ли предприниматели Москвы и Московской области участвовать в каких-то проектах Торгово-промышленной палаты?
Торгово-промышленная палата не занимается такими вещами самостоятельно, она оказывает содействие. Под её патронажем различными мероприятиями занимаются профильные ассоциации. У нас есть свои выставки, например, ближайшая из них – «Российская неделя текстильной и лёгкой промышленности» – будет проходить с 14 по 17 марта 2022 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне. Графики и объявления мероприятий можно найти на сайте СОЮЗЛЕГПРОМа. На сегодня в нашей организации числится около 700 членов. Участие СОЮЗЛЕГПРОМе даёт предприятиям возможность серьёзной интеграции, информированности, получения субсидий и другой помощи.
Подскажите, выгодно ли участвовать в союзе малому бизнесу?
В структуре нашей организации созданы специализированные и общеотраслевые комитеты. Один из них как раз посвящён малому бизнесу. Сейчас ему нужно придать определённой активности. В нашей отрасли малый бизнес живёт в тесной связи со средним и крупным. Предприятию выгодно часть специализированных функций отдавать на аутсорсинг малому бизнесу. Крупным предприятиям, которые заказывают услуги и полуфабрикаты у малого бизнеса (не платящего НДС), засчитывали бы не менее 10% от НДС, которые бы платили малым предприятиям со стоимости товара в случае продажи с НДС.
Что бы Вы пожелали малому бизнесу сегодня?
Наступило время, когда нужно выстраивать современную и качественную систему кооперации для успешного конкурирования с внешним миром. Нам надо правильно оценивать свои возможности, создавать верную стратегию развития и прекращать конкурировать внутри страны, причиняя вред собственному рынку.
Стефания Даниэлян