Валторны, туба, трубы, гобой, флейты, тромбон, кларнет – на концерте под названием «Начну на флейте я…» прозвучало почти все разнообразие духовых инструментов. Так в минувшую субботу, 17 апреля, в концертном зале музея-заповедника П.И.Чайковского завершился сезон «Музыкальных суббот» 2021- 2022 годов. Яркую, громкую и мощную точку в цикле концертов студентов Мерзляковки поставили выпускники духового отделения музыкального училища им. П.И. Чайковского.
Перед началом концерта к зрителям традиционно обратилась идейный вдохновитель музейных «Музыкальных суббот» Ольга Аверьянова. Ольга Ивановна – заслуженный учитель РФ, преподает музыкальную литературу в колледже на протяжении 60 лет, с 1962 года. Она представила исполнителей, участвующих в концерте, и его ведущую, которая является «классной дамой» для начинающих музыкантов. Надежда Солдатикова – заместитель директора училища, куратор группы выпускников, начала концерт строками драматического стихотворения «Век» Осипа Мандельштама:
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
Поэтическая метафора стала эпиграфом концерта, соединив в единое музыкальное полотно фрагменты музыкальных произведений разных эпох и столетий. Молодой и талантливый концертмейстер Роман Прасалов сопровождал выступления духовиков.
Открыла концерт- панораму (так выступление назвали из-за широкого обзора инструментов и музыкальных стилей) флейтистка Анна Слепова, исполнив сонату из творчества одного сыновей великого Баха. За воздушным, летящим и порхающим звуком флейты прозвучала туба Ильшата Булякова. Этот массивный медный духовой музыкальный инструмент имеет самый низкий звук по регистру. Валторнист Егор Кудрявцев исполнил пьесу «Безделушка» Германа Нёйлинга. По словам Надежды Солдатиковой, это произведение – концертная проба для всех тех, кто играет на валторне и поступает в оркестр. В его исполнении также прозвучал «Ноктюрн» Александра Скрябина.
Прозвучало и музыкальное произведение немецкого дирижера, пианиста и композитора Карла Рейнеке. Он возглавлял Лейпцигский оркестр Гевандхауза на протяжении 35 лет – с 1860 по 1895 год и воспитал целое поколение музыкантов и композиторов, среди которых Эдвард Григ, Вальтер Ниман и Микалоюс Чюрленис. Трио для кларнета, валторны и фортепиано исполнили Никита Костиков, Павел Корнилов и Аминат Омарова.
Утонченные флейтистки Алла Котенко, Валерик Потану, Анна Орлова, София Линенко исполнили квартет для флейт Алябьева. Прозвучал квартет для валторн русского композитора Николая Черепнина, его имя связано с балетным жанром и творчеством балетной труппы Сергея Дягилева в Париже. Незабываемое впечатление произвело выступление Елизаветы Тананыкиной. Она исполнила на гобое пьесу «Фантазия» итальянца Антонио Паскулли, прозванного за виртуозность исполнения «Паганини гобоя»
Талантливые музыканты «Мерзляковки» исполнили произведения румынского композитора Джордже Энеску, Франца Штрауса, Александра фон Цемлянского, Джоакино Россини. Клинские зрители услышали и уникальное звучание брасс-квинтета (от англ. brass – медь, латунь или медные духовые инструменты). Это музыкальный ансамбль, состоящий из пяти медных духовых инструментов.
Духовики – уникальные музыканты. Они должны обладать виртуозностью, знанием технических возможностей своего инструмента, знать артикуляцию и очень многое.
Всех участников концерта в финале зрители поприветствовали аплодисментами. Надежда Солдатикова представила каждого исполнителя, завершив концерт строками из «Стихов похвальных России» Василия Тредиаковского :
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.
Вот она, молодая Россия, Россия с талантливым лицом. Пусть у них все получится!
Василий Гладенький