В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России городская библиотека № 2 открыла свои двери для посетителей небольшой выставки работ преподавателя Дома детского творчества Светланы Викторовны Запрудской.
Мещанский народный промысел
Выставка – около 30 работ на религиозные темы, выполненных в разных техниках бисероплетения. Этот ранее распространенный народный промысел в советское время был забыт: считался мещанством. А сейчас интерес к этой теме высок, из бисера изготавливают украшения: винтажные, этнические, молодежные, ретро. Светлана Викторовна уже показывала на других выставках предметы, вызывающие восхищение практически всех женщин. Сама Светлана сказала, что с удовольствием изготавливает для своих подруг бисерные предметы с учётом индивидуальных особенностей каждой: картины, брошки, бусы.
А в этот раз – картины, которые правильнее называть иконами. Отличие между ними лишь в том, что картины-иконы экспонируются на выставках, а иконы находятся в храмах. Здесь и Матронушка, и Серафим Саровский, и святые Пётр с Февронией, Сергий Радонежский, Прасковея-Пятница и другие. Работы небольшие, но – удивительные творения, переливающиеся разноцветными бусинками, особенно когда на них попадают солнечные лучи. Иконы вышитые бисером, – настоящие произведения искусства.
Традиция иконописи появилась с появлением на Руси христианства, когда иконы украшали драгоценными камнями, золотом, вышивкой. Вышивали жемчугом, позже стеклярусом (бисером). В период разрушения храмов старинная традиция вышивания икон бисером была забыта, техники потеряны. В последнее время это искусство начало возрождаться путём исследования старинных работ, собственных разработок.
Наша, клинская
Светлана – наша коренная, клинская, таких издавна называли рукодельницами, то есть искусными в своём деле, сейчас – мастерами (мастерицами), потому они и дают мастер-классы. Но мастерство – это скорее освоение профессии, а что касается автора выставки, то определение рукодельница мне кажется ближе по смыслу. Светлана занимается не только бисером, ещё школьницей лет с восьми она увлеклась вязанием спицами и крючком, кружевоплетением.
– Вязать меня учила бабушка, она показала мне первые петельки. Но у нее не хватало терпения… У меня не получалось, петли выходили очень тугими. Это я сейчас знаю, что почти все начинающие девочки первые свои петли делают тугими, а потом всё получается… конечно при желании. Ну желание-то у меня было, я связала таки платье для куклы, потом шапку и шарф, в которых гордо ходила в школу. В общем, я – самоучка. И бисер впервые увидела в журнале «Работница». В детстве была очень послушной, много читала, родителям хлопот не доставляла. Но вот желание самовыразиться у меня было всегда.
Думаю, что с возрастом у неё это желание не пропало, оно просто стало разумнее. Или преобразовалось в желание осваивать самостоятельно новые виды рукоделий – так она покорила и коклюшки, и макраме, стала шить кукол, не прекращая ввязываться в новые, порой, авантюрные проекты.
На вопрос кем она хотела быть в детстве, Светлана ответила:
– Врачом! Так я написала в школьном сочинении. Однако, не соответствовала условиям прописки (да в 1980-х так и было) и поступила в Тверской индустриальный техникум. Согласно его диплому я – техник по обработке металлов резанием. Распределилась на станкостроительный завод, начала работать на станках с ЧПУ, потом распределителем работ в электроцехе, инженером по охране труда.
Не только рукодельница
Потом настали 1990-е – непростые времена. И рукодельнице удавалось воплощать свои устремление постоянным совмещением основной работы с творческой деятельностью в доме детского творчества, в управлении по делам молодежи, в театре моды «Вернисаж», в школах. Светлана вспоминает: «Свое рукоделие из рук я не выпускала – в любую свободную минуту что-то делала: носки-варежки, салфетку… И заражала женщин. Раз заразила, приходилось лечить – учить тому, что умею сама. У меня есть подруга, тоже Света, мы с ней как-то договорились: она учит меня игре на фортепиано, а я ее соответственно. Я её научила, а она меня … – словом, не далась мне музыка. Ну и ладно.»
Светлана ещё и экскурсовод в «Клинском Подворье», и аниматор там же. Это тоже из разряда авантюры. Пришла с дочкой посмотреть недавно открывшийся новый музей и обе «на слабо» стали вести там экскурсии. А потом, вспомнив своё школьное детство с театральным кружком и «Художественное слово» в доме детского творчества, примерила наряд «Кота в сапогах» – сапоги пришлись впору, как и другие костюмы Дракона, Бабы Мороз (для разнообразия), Хозяйки.
Непонятно – все эти увлечения одного человека, да еще и сваленные в кучу, как-то не стыкуются?
– Так я ж ещё закончила Педагогическую академию, – видя моё недоумение, пояснила Света, – потому работа с детьми в плане рукоделия – она как раз моё. Хотя я уже официально на пенсии. Потому могу себе позволить что-то для себя: танцы, йогу…
Творческие люди, а это касается и рукодельниц, имеют склонность к объединению. Неважно, как далеко они живут друг от друга. Троицк, Серпухов и Солнечногорск – не так далеко. И вот – четыре творческих индивидуума уже ездят по России, выезжают и за границу (Белоруссия, Сербия), куда везут свои работы различных техник, проводят мастер-классы, отчего получают несказанное удовольствие, как впрочем все художники. Помимо этого, в родном городе Клину ежегодно устраиваются отчётные выставки работ педагога С. Запрудской – детские работы. Ребята принимают участие в различных выставках: региональных, областных и международных, где становятся лауреатами и дипломантами. Дети таким образом приобретают профессию, и «эти умения», как говорит их педагог, уже на всю жизнь.
Кроме того, сейчас её кукла принимает участие в «Кукольном хороводе» в Пикалёво (недалеко от Петербурга). Во время пандемии одна рукодельница из Перми (Хабышева И.И.) предложила проект – все, кто хочет, шьёт кукол, которые отражают особенности твоего родного города-села. То есть кукла рассказывает о твоём городе. Светлана сшила свою куклу, вышила ей на сарафане торговые ряды, назвала, разумеется, Клинчанка. Куклы (а их 114 от 78 участников) путешествуют уже второй год в рамках различных фестивалей народного творчества : Брянск, Тюмень, Воронеж, Иваново…
Татьяна Кочеткова
Кстати…
Тут же в холле работает другая выставка «Пасхальное яйцо», уже ставшая традиционной (десяток лет, точно). Этот Всероссийский конкурс рисунков включен в Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, утверждаемый Министерством просвещения РФ. Здесь на Бородинском проезде эта выставка впервые, до этого она экспонировалась в детской библиотеке им А.П. Гайдара. Выставка это благотворительная, в ней принимают участие десятки юных авторов, начиная с детского сада, школьники, кружковцы таких вот педагогов как С. Запрудская. Здесь используются любые техники с применением салфеток, лент, бисера, кружева. Яйца могут быть вязаными, вышитыми, с применением техник оригами, декупажа, квиллинга. Что ещё? Картон, дерево, пенопласт, проволока… Самое важное то, что: первое – дети творят, и второе – творят вместе с родителями или педагогами. Таким образом приобщаясь к нашей русской культуре.