Дом-музей Чайковского красного, а не привычного серого цвета. Потрет шестнадцатилетнего вдохновленного юноши, возможно юного Петра Ильича. Работы известного живописца Бориса Кустодиева, графика Михаила Рундальцова, пейзажи Витольда Бялыницкого-Бирули, Аршака Михраняна, скульптуры Ильи Гинцбурга. Все это можно увидеть на выставке «Шедевры запасников Дома П.И. Чайковского», которая открылась 21 апреля в музее-заповеднике в Клину.
Александра Ушакова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника П.И. Чайковского, рассказала корреспонденту «Клинской Недели» о концепции собранных в единое выставочное пространство и представленных широкой публике шедеврах.
Эпиграфом выставки стала цитата из письма композитора к известной меценатке Надежде фон Мекк: «Оперный стиль должен так же относиться к симфоническому и камерному, как декорационная живопись к академической. Из этого, конечно, не следует, что оперная музыка должна быть банальнее, пошлее всякой другой. Нет! Дело не в качестве мыслей, а в стиле, в способе изложения».
Пейзажи
Первый отдел выставки посвящен дому Чайковского. Казалось бы, какими новыми гранями может открыться посетителям этот известный во всем мире жемчужно-серый особняк, окруженный парком со старыми деревьями? Оказывается, сто лет назад по каким-то причинам здание было перекрашено в красный цвет. И на двух картинах, написанных после революции, Петровичевым и Ильяшенко, мемориальный дом запечатлен именно в таком цвете на фоне зеленеющих деревьев и пышных и разноцветных цветочных клумб.
Интересны работы тонкого и поэтичного пейзажиста Витольда Бялыницкого-Бирули. Он был в Клину весной 1942 года, спустя несколько месяцев после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. И на его картинах в свойственной ему серебристо-дымчатой цветовой гамме изображены парк, аллеи и дом композитора.
Украшают выставку тонкие и солнечные пейзажи художника Аршака Михраняна. Он впервые посетил Дом-музей П.И. Чайковского в Клину в 1964 году. Спустя пять лет в музее состоялась персональная выставка художника «А.С. Пушкин и П.И. Чайковский. По местам жизни и творчества». Эту выставку из 70 работ Михранян передал в дар музею. С тех пор картины выставляют на различных музейных экспозициях.
Портреты
Особое место на выставке отведено людям, стоявшим у истоков музея, музейным сотрудникам – Николаю Жегину, Ипполиту Чайковскому, Юрию Давыдову. Во втором разделе выставки размещены портреты Петра Ильича и его родственников. Это брат композитора Ипполит и его дочь Наталья, племянник Юрий Давыдов и его вторая жена Татьяна Пец. Её нежный воздушный портрет написан белилами и карандашом Борисом Кустодиевым в 1912 году.
На выставке впервые представлен графический портрет основателя Петербургской консерватории, друга и учителя Чайковского Антона Рубинштейна. Его автор – известный русский художник, офортист, гравер Михаил Рундальцов. Он исполнял гравированные копии с картин Эрмитажа, Русского музея императора Александра III, занимался экслибрисом. Рундальцовым в технике офорта создан портрет Чайковского, также представленный на выставке.
Особое место в экспозиции отведено трём загадочным портретам. Для одного этюда художника Лемана под названием «Голова вдохновленного юноши», по легенде Пётр Ильич позировал еще в 16-летнем возрасте.
На оборотной стороне холста второй картины стоит автограф И. Репина и на нем подпись «Чайковский». А третий портрет принадлежит кисти генуэзского художника Кальканьо. Искусствоведы выдвигают разные версии о том, кто изображен на картине – Пётр Ильич Чайковский или сам художник, вдохновленный его творчеством.
Выставка продлится до 7 июня включительно.
«Полина Вайдман: жизнь в профессии»
Вместе с выставкой «Шедевры запасников Дома П.И. Чайковского» открылась и экспозиция «Полина Вайдман: жизнь в профессии». Она посвящена 75-летнему юбилею крупнейшего ученого-музыковеда, сотрудника музея Чайковского своего времени Полины Вайдман (1947-2016).
На планшетах можно проследить жизнь талантливого ученого, полную ярких событий и интересных встреч. Главным проектом жизни Полины Вайдман стало Академическое Полное собрание сочинений Чайковского. До последних дней Полина Ефимовна была научным руководителем собрания сочинений, готовила к выпуску новые тома.
Много лет она курировала практику, которую в музее Чайковского проходили студенты музыкальных училищ и вузов страны. Они продолжают начатые проекты, регулярно выходят тома Академического полного собрания сочинений, которым теперь руководит Ада Айнбиндер – дочь Полины Ефимовны.
Наша справка
Коллекция произведений изобразительного искусства музея-заповедника насчитывает свыше 6000 единиц. Её основа – работы, принадлежавшие Петру Ильичу и его брату, основателю музея Модесту Чайковскому. Коллекцию начали собирать в прошлом веке. В ней – работы Константина Маковского, Михаила Шемякина, Федора Шехтеля и других известных мастеров.
Василий Гладенький