«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору», так писал Петр Ильич Чайковский Надежде Филаретовне фон Мекк в одном из своих писем. Мне эти строки врезались в память с детства – в коридоре старого здания школы №1 (бывшая женская гимназия) был установлен стенд с портретом композитора и этими словами. С музыкой я познакомилась гораздо позже, в том числе на концертах старейшего клинского музыкального коллектива «Гармония» под руководством Татьяны Шишковой. Концерт «Звуки музыки» в зале Карапаева 29 октября был составлен исключительно по произведениям Петра Ильича.
Вокалисты говорят, что петь произведения Чайковского непросто, на то он и гений. Участники прилежно готовились, репетировали и волновались сильнее обычного. Да и народу в зале в этот раз собралось значительно больше – более сотни человек. И пусть выставочный зал, по сути, не предназначен для выступления и для приема такого количества желающих слушать «Гармонию» и Чайковского, но там всегда теплая и уютная атмосфера, а стулья можно расставить поплотнее и подальше. И пусть за вокалистом не задник сцены и нет занавеса, все это совершенно неважно. Участники и зрители благодарят работников музейного объединения, в которое входит выставочный зал, за такую возможность. Были бы благодарны и отделу культуры при администрации, если бы могли видеть рекламу проводимых в зале мероприятий не только на сайте в Интернете. Потому что не все обзавелись компьютерами и смартфонами – в силу разных причин. Пока работает «сарафанное радио» и руководитель Т. Шишкова предложила всем желающим оставить в листе заказа свои телефоны, по которым будут поступать приглашения на концерт.
«Гармония» не просто дает концерт в классическом понимании слова, ведущий программы устраивает встречу с любителями музыки и рассказывает о творчестве, эпизодах биографии, сотрудничестве с авторами стихов, переписке, обстоятельствах создания произведения и многом другом, что создает обстановку единения артистов и зала. Елена Пляка поет романс «Ночь» на ранние стихи Луиджи Карера, поет на языке оригинала о мучительно-сладком предвкушении свидания. Стихи Сурикова, Аксакова, Плещеева, а Петр Ильич с удовольствием работал над этой поэзией, становятся ближе нам после их музыкального «прочтения». В музее есть сборник Плещеевских стихов «Подснежник» с дарственной надписью автора.
Песни для детей – его отдельный цикл представила юная Вероника Безбородова, она поет в коллективе уже не первый год, в этот раз порадовала «Легендой» и «Моим садиком». Марина Ноженко прочитала стихотворение М.Бурлова «Любимый сад Чайковского». Каждый, сидящий в зале, не раз любовался этими самыми клумбами, тенистыми аллеями, дорожками, скамеечками.
Т. Шишкова также поведала о переписке Петра Ильича с дядей последнего царя — Константином Романовым, написавшем более 60 стихов. А Светлана Победушкина исполнила романс «Уж гасли в комнатах огни». Более известны романсы Чайковского на стихи Алексея Толстого, самый яркий из них «Средь шумного бала» исполнил Валерий Пляка. А Елена Пляка своей «Неаполитанской песенкой» заставила зрителей мысленно перенестись на карнавал в солнечную Италию.
Испанскую «Серенаду дон Жуана» исполнил Вячеслав Силенков – о юноше, разочаровавшимся в любви, но по-прежнему о ней мечтающем.
Образ «Ночи» — грустной и не приносящей успокоения на стихи Полонского великолепно передала Елена Чайкина. Мне показалось, что в ее исполнении эта самая удачная вещь, будто именно для нее созданная.
У Лидии Тарасовой «Ночи безумные» — сила голоса, темперамент и эмоции уже другие. У Светланы Победушкиной психологическая драма «Примирение» — беседа человека с собственным сердцем о том, что прошло и не вернется вновь. Романс «Я тебе ничего не скажу» на стихи любимого Петром Ильичом «музыкального» Фета исполнила Ольга Савельева.
Оперная часть концерта представлена «Евгением Онегиным», «Пиковой дамой» «Иолантой». Сейчас, когда слушаешь сцену письма Татьяны в исполнении Натальи Федуловой, невозможно поверить в то, что современники композитора оперу не оценили. Талант Натальи Федуловой, безусловно и безоговорочно, признан в Клину, она успешно выступает и за его пределами на различных конкурсах. Иногда мне жаль, что она не получила той славы, которую ее талант заслуживает. Ее узнал бы весь мир, а мы гордились бы ею. Но Вселенная рассудила иначе – направила ее по другому пути. А мы имеем удовольствие слышать живой голос нашей «звезды». Неизменно хороши ее дуэты с Еленой Пляка: «Татьяны и Ольги из «Евгения Онегина», Лизы и Полины из «Иоланты». Елена с Галиной Леоновой исполнили дуэт Прилепы и Миловзора из «Пиковой дамы» (либретто Модеста Чайковского).
В следующий раз встреча состоится 26 ноября, здесь же в зале Карапаева. Программа называется «Песни солдатской службы». Исполнители обещают показать и редкие песни очень давних времен.
Т. Кочеткова