Пасмурное утро 30 апреля не предвещало никаких экстраординарных событий в моей жизни, однако вечер подкинул неожиданный сюрприз. С корабля на бал, я попала в водоворот беспрецедентных музыкальных событий. А именно, на выступление Венского филармонического оркестра в концертном зале дома-заповедника П. И. Чайковского.
В составе группы журналистов, приехавших в наш город на международный музыкальный фестиваль, я вошла в фойе концертно-выставочного зала, где над нами взяла шефство сотрудница подмосковной пресс-службы. Перед началом музыкального действа для прессы были запланированы встречи с губернатором Московской области Андреем Воробьевым и дирижером Венского филармонического оркестра Риккардо Мути в парке дома-заповедника. Мои коллеги по профессии мужественно и стойко, но не без роптания следовали за сотрудницей пресс-службы, водившей нас неведомыми тропами, где мы, упираясь в тупик и возвращаясь обратно, кружили в поисках прохода к месту встречи с главой Подмосковья у бронзовой скамейки, с которой П. И.Чайковский отстраненно взирал на созданный им переполох в мире живых. Как только журналисты немного освоились и, в ожидании Андрея Воробьева, для порядка по очереди заглянули в бронзовую книгу в руке Петра Ильича, сотрудница пресс-службы поставила нас перед нелегким выбором. Получилось так, что обе встречи должны были состояться одновременно, но в разных частях парка. Это известие внесло смуту в ряды журналистов. Некоторые диссиденты от прессы с призывом: «Губернатора мы уже видели, а Мути ждать не будет!», припустили бегом по дорожке из серой плитки к месту встречи с дирижером. Всех вернули на место, поскольку губернатор появился спустя несколько минут. В своей речи он поблагодарил всех журналистов, которые нашли возможность приехать в Клин на юбилей великого русского композитора и рассказал о планах сделать Клин центром русской подмосковной культуры и музыки. Сделать так, чтобы наш клинский фестиваль знали и почитали не меньше Моцартовского фестиваля, который гремит на весь мир. После речи губернатора пресса ринулась на встречу с великим дирижером Риккардо Мути. Темпераментный и улыбчивый итальянец изрек мысль, что самая главная задача музыки – помочь нашему миру жить в братстве и согласии. Встретились губернатор и дирижер уже на сцене концертного зала, где Андрей Воробьев вручил Риккардо Мути в качестве сувенира деревянного щелкунчика.
И начался концерт. Я, как неискушенный в вопросе филармонических оркестров зритель, сидела и ответственно пыталась проникнуться торжественностью момента, включиться во всеобщий процесс наслаждения музыкой. Получилось у меня это уже во втором отделении концерта, когда музыканты приступили к исполнению Симфонии № 5 П. И. Чайковского. Это была потрясающая по накалу страстей игра – музыканты напряженно и торжественно, взмахивали смычками скрипок, дирижер решительно и ожесточенно стучал кулаком по воздуху, временами подпрыгивал, виртуозно управляя жизнью оркестра. Пол вибрировал. Вслед за музыкой я поднималась к наитончайшим, возвышенным слоям моей души. После 3-й части Valse. Allegro moderato зал взорвался аплодисментами, маэстро одарили цветами, музыканты вытирали трудовой пот. Как только симфония была окончена, великий дирижер скромно удалился, оставив букеты цветов лежать на опустевшей сцене концертного зала, особенно тихой и осиротевшей после волшебства, происходившего на ней.
Ирина Сидорова, фото автора