Города Клинского княжества

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Города, как и люди, рождаются, растут, развиваются, стареют, каждый имеет свою судьбу. Города прекращают свое существование по разным причинам, например, из-за природных катаклизмов, связанных с изменением климата; по экономическим причинам из-за исчерпания природных ресурсов, изменения торговых путей, экономической конкуренции между городами, и по политическим причинам, где главным виновником исчезновения городов являются различные войны.

И на территории клинской земли были города, канувшие в реку истории Лету. О них рассказывает ответственный секретарь клинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Михаил Томилин.

После смерти в орде великого князя Михаила Тверского, в 1318 г. образовалось Клинское удельное княжество, владения которого на западе охватывали бассейн реки Лама, низовья и среднее течение ее притоков — рек Колпянка, Локныш, Яуза и других. Естественными рубежами на северо-западе служили берега рек Шоша и Волга. В Клинское удельное княжество входили две волости — Буйгородская и Колпская.

Сейчас сохранилась в Волоколамском районе деревня Буйгород, которая находится на месте древнего города Буйгорода на Буйгородском ручье, а еще в XVIII веке здесь текла река Буйгородка. По одной версии, город получил свое название от местоположения. Буй означает открытое высокое место. Получается, Буйгород — город на возвышенном месте? Но на Руси практически все города располагались на высоких местах. В древнем русском языке есть другое значение слова «буй» — «храбрый, отважный, дикий, буйный, буян». Полагаю, название города произошло от этого значения слова. Город-крепость находился совсем рядом, всего в 10 километрах на северо-восток от центра новгородского анклава Волока Ламского, с которым враждовала Тверь.

Исследователь Тверского княжества Владимир Борзаковский насчитал между этими городами 11 верст. Поэтому воины, оборонявшие город, были храбрыми и отважными.

Буйгород мог быть построен во времена князя Юрия Долгорукова в середине XII века. Он тогда укреплял границы Белой Руси, как называлась в то время Северо-Восточная Русь.

Древняя Колпь, где, по всей вероятности, стояла крепость РостовоСуздальской земли, а затем Тверского княжества, территориально относилась к землям Клинского удельного княжества. Сейчас село Белая Колпь расположено на западе Московской области, в северовосточной части Шаховского района, на реке Муравке, притоке Колпянки бассейна реки Шоши. От Волоколамска до Колпи 28 километров, а у Владимира Борзаковского — 18 верст. Колпь и река Колпянка свое название получили по месту обитания белой колпицы — чубатой цапли. В более поздние времена ее перья шли на казачьи султаны, а во времена кривичей использовались на оперения стрел и бунчуков, копий с примотанными к ним в верхней части крест на крест двумя стрелами. Под ним, как под знаменем в битве, собирались воины кривичей.

У Владимира Борзаковского, в его книге «История Тверского княжества» говорится: «В первый раз Буйгород и Колпь упоминаются в меновой грамоте 1497 года (через 11 лет после падения Твери) Ивана Васильевича с племянниками его князем Федором и князем Иваном Борисовичем Волоцким: «А променил есми своим братаничем, князю Феодору и князю Ивану на те, на их земли свои отчины Тферские земли, к их отчине к Волоку, свои волости Буйгород и Колпь, с селы, и з деревнями, и с пустошами, и с луги, и с пожнями, и с лесы, и с ловищи, и с бортьми, и со всеми угодьи, куде ис тех волостей, из сел и из деревень, плуг, и соха, и топор, и коса ходила, со всем тем, что к тем волостем изстарины потягало» То есть в 1497 г. великий князь Иван III по справедливости поменялся своими землями с племянниками, волоцкими удельными князьями Федором и Иваном Борисовичами. Вместо их владений в центральных уездах Русского государства Иван III отдал им прилегавшие к Волоколамску бывшие тверские волости Буйгород и Колпь. Владимир Борзаковский отмечает, что в меновой грамоте проводится прежняя граница, какой она была в старину, но эти границы обозначены односторонне, «у Буй-города незначительное протяжение восточной границы со стороны Клинско-Тверской области, а у Колпи — часть границы со стороны Волоколамска и отчасти Твери». Граница, отделявшая буйгородские земли от клинских, «начиналась близ Буйгорода, к востоку от него и касалась реки Большой Сестры, шла некоторое расстояние по ней вниз, потом шла к Буйгородской деревне Стромилово … От деревни Стромилово … граница шла речкою Буйгородкою вниз, а потом по реке Черной».

Граница между Колпской волостью и Волоколамском «… начиналась где-то у Парфеньевского болота и шла таким образом, что к северовостоку от нее были земли сперва Волоколамские, а потом Тверские а к юго-западу были земли Колпские.

Граница проходила поперек Парфеньевского болота, доходила до реки Ламы, потом шла по течению реки Ламы вниз, проходила между Ламской деревней Сологиной и Колпской Бородино, поворачивая на запад к озеру Круглому, и затем, проходя по северному берегу этого озера мимо колпской деревни Круглово, касалась Тверской земли и упиралась в реку Лобь, проходила по ней вверх и оканчивалась у какого-то белого камня и красной ракиты (кажется, оканчивалась недалеко от нынешней деревни Лотошино)». Для клинчане важен вывод Владимира Борзаковского:

«Кажется, судя по Колпско-Ламской границе, Волоколамская область клином входила между волостями Буйгородской и Колпской, а южная граница этих двух последних областей должна была проходить недалеко от Волоколамска, потому что Буй-город находился от него в 11 верстах, а Колпь в 18 верстах». Опять — клин земель, но уже в клинские угодья.

По всей вероятности, Иосифо-Волоцкий монастырь и Изосимова пустынь находились на исторических клинских, тверских землях.

Впервые селение Теряев Дорок упоминается в 1479 г. как место, где был заложен Иосифо-Волоцкий монастырь. В писцовой книге 1625 г. указана «подмонастырская слобода, что была деревня Теряева, Дорок тож», а в материалах межевания 1769 г.

— Теряева стрелецкая слобода. Монастырь использовался и для обороны. Поэтому в нем постоянно находился отряд стрельцов, которые жили с семьями, откуда и название Стрелецкая слобода. В «Списке населенных мест» 1862 г. Теряева слобода указана как «казенное село 1-го стана Клинского уезда Московской губернии по Волоколамскому тракту, в 44 верстах от уездного города, при реке Сестре, с 77 дворами, православной церковью, ярмаркой, 2 заводами и 586 жителями (266 мужчин, 320 женщин), а в казенной деревне Стрелецкая слобода — 35 дворов, ярмарка, фабрика и 267 жителей». По данным на 1890 год, оба селения входили в состав Калеевской волости Клинского уезда: «в Теряевой Слободе находились земское училище и лечебница, число душ составляло 717 человек; в Стрелецкой Слободе располагалась почтово-телеграфная контора, число душ составляло 307 человек». В 1917 г. Калеевская волость передана в Волоколамский уезд, а с 1924 г. Стрелецкая Слобода стала ее центром.

Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря известно, что пришел Иосиф в 1479 г. к князю Волоцкому Борису Васильевичу и рассказал, что есть мыслишка у него монастырек в земле княжеской построить.

Князь Борис решил, что это поспешествует поднятию авторитета нового удельного княжества, и выделил землю. Но земли Изосимовой пустыни не принадлежали Волоцкому удельному княжеству, а она сама находилась на землях семьи Еропкиных, вне пределов Волоцкого княжества, но на границе с ним.

Чуть ранее, в 1477 г. князь Борис Волоцкий конфискует земли Андрея Еропкина, брата Игнатия. Как писал историк Александр Зимин:

«Еропкины происходили из рода смоленских Рюриковичей, князей, перешедших на московскую службу, но высоких мест в московской служебной иерархии не занимали». Появление Изосимовой пустыни относят к более позднему времени, хотя датой основания монастыря считается 1479 г. Первый документ, относящийся к монастырю, датирован 1488 г. В статье «Клинская изосимина пустынь и ее акты», вышедшей в 1876 г. в сборнике «Общества любителей духовного просвещения», Леонидом (Кавелиным) пересказывается эта грамота: «К 1488 г. (генваря 30) относится жалованная грамота Ивана Ивановича, Великого Князя Тверского (сына Ивана III Васильевича Великого князя московского), коею он пожаловал Зосимину пустынь Игумену Зосиме с братию деревню Стервище». То есть уже после падения Тверского княжества.

К 1479 г. Тверское княжество пришло в упадок, даже пропустило через свою территорию войска Ивана III в его походе на Новгород, и уже к этому времени не контролировало свои пограничные территории. Вместе с княжеством в упадок пришли и его города, а иные из них почти исчезли.

На фото: Деревня Белая Колпь сейчас совсем не напоминает древний город, стоявший на рубежах земли клинской.

МИХАИЛ ТОМИЛИН

Источник: газета «Клинская Неделя» №41 за 2017 г.

1 710 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики