Первая царица Руси отдыхала в Клину

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Существует предание, что в память о бегстве тушинцев из Дмитрова в Клину была улица Тушинская, которая после строительства Воскресенского монастыря на месте современной Истры стала называться Воскресенской, а сейчас эта улица носит имя Гагарина. Её с полным основанием можно назвать и Маринкиной, и улицей Сапеги, полагает ответственный секретарь клинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Михаил Томилин.

Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 23 сентября по старому стилю 1608 г. по 12 января по тому же стилю 1610 г.

Зная о скором подходе основного войска Михаила Скопина-Шуйского, государственный и военный деятель Великого княжества, шляхтич из рода Сапег, староста «усвятский» с 1600 г., ротмистр королевский с 1605 г., активный сторонник Лжедмитрия II Ян Сапега – Ян Пётр Сапега — приказал снять осаду монастыря.

12 января 1610 г. Польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова, где простояли почти два месяца. Русские войска Михаила Скопина-Шуйского напали на Дмитровский посад и табор донских казаков, овладели им и перебили много поляков и казаков. Основная часть интервентов отошла в Дмитровскую крепость, в которой оказался и польский военачальник Сапега.

В декабре 1609 г. в Тушине самозванца Лжедмитрия II задержали, взяли под охрану и хотели передать польскому королю, но он сумел бежать из Тушина в Калугу, куда затем приехала царица Марина Мнишек. Её считают лжецарицей, хотя коронована она по всем канонам православной церкви 8 мая 1606 г., когда еще состоялось венчание Марины Мнишек. Она остается единственной женщиной, коронованной в России до Екатерины I.

Лжецарица Марина Мнишек родилась в 1588 г. в родовом замке своего отца, Сандомирского воеводы Ежи Мнишека. Она покинула Тушинский лагерь, так как не была уверена в своей безопасности, переодевшись в гусарский мундир. Марина бежала из Тушина в Дмитров вместе со служанкой на конях.

Российский историк, доктора исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина, писатель Вячеслав Козляков в своей книге «Марина Мнишек» писал: «Читая известия о том, как Марина Мнишек бежала из Тушина в Дмитров, можно подумать, что дорога заняла у нее несколько дней, и тогда воображение дорисовывает опасные скитания «царицы» по заснеженным просторам, деревням и селам. Между тем, когда некоторое время спустя Николай Мархоцкий выдвинулся на помощь к Сапеге, с небольшим отрядом добровольцев из-под Москвы к осажденному силами царя Василия Шуйского Дмитрову, то весь переход занял у него только половину суток: в сумерках они выезжали из Тушина, а утром уже подъезжали к Дмитрову. Недолгим был и переход «царицы» Мнишек, приехавшей к Яну Сапеге в Дмитров, в самый ответственный момент боёв за него…»

Расстояние от Тушина, располагавшегося у слияния рек Сходни и Москвы, где размещался лагерь самозванца, 67 километров до города Дмитрова занял половину суток. То есть как раз расстояние одного конного перехода с обозом, так как необходимо было вести оружие, боеприпасы и провизию, а скорость движения отряда тогда составляла 5-6 километров в час.

Из той же книги «Марина Мнишек» историка Вячеслава Козлякова известно, что «русские источники датируют бои под Дмитровом «масленым заговейном», то есть последним днем Масленицы, который в 1610 г. пришелся на 18 (28) февраля», когда полк «государевых бояр и воевод» князя Бориса Лыкова готов был взять Дмитров. Основные силы гетмана к тому времени ушли за Волгу пополнять запасы. Получается, что уже через день после приезда Марины Мнишек в Дмитров там случились решительные бои с отрядами, посланными от боярина князя Михаила Скопина-Шуйского.

То есть она покинула Тушинский лагерь 16 февраля, скорее всего вечером, через 12 часов была в Дмитрове. В гусарском мундире она выступила с речью перед польским рыцарством и сумела повести за собой многих из войска Сапеги.

Не дожидаясь исхода сражения за Дмитров, Марина Мнишек 25 февраля (7 марта) решила ехать дальше в сторону Калуги. Какой дорогой?

Доктор исторических наук Вячеслав Козляков доказал в своей книге, что ««Царица» Марина Мнишек со своей небольшой свитой также побывала в Иосифо-Волоколамском монастыре… Здесь ее ждала встреча с братом Станиславом Мнишком… Марина Мнишек прибыла в сопровождении сапеговцев в Иосифо-Волоколамский монастырь, «где она, взяв старую свою женщину Казановскую, отправилась прямо в Калугу, к тому обманщику, с которым она тайно побраталась».

Вячеслав Николаевич доказал также, что в Иосифо-Волоцком монастыре Марина Мнишек оказалась 27 февраля (9 марта), а покинула его не позднее 4 (14) марта.

Она со сторонниками из войска Сапеги, выехав из Дмитрова в Иосифо-Волоцкий монастырь не могла миновать Клин. Покинуть Дмитров она смогла только в сумерки или ночью, так как шли постоянные стычки с войсками Михаила Скопина-Шуйского. Расстояние от Дмитрова до Клина по трассе, а она в основном идёт по старой дороге, составляет 61 км, практически такое же, как от Тушино до Дмитрова. Значит Марина Мнишек с сапеговцами была в Клину 26 февраля 1610 г., отдохнула день и утром 27 февраля того же года убыла из Клина в Иосифо-Волоцкий монастырь.

Расстояние от Клина до монастыря по трассе 45 километров. С обозом его можно преодолеть за 8 часов. Под Дмитровом Сапега был разбит. Из книги «Огнем и мечом. Россия между «польским орлом» и «шведским львом» 1512-1634 гг.» историк Александр Путятин известно, что воевода Михаил Скопин-Шуйский не стал до конца добивать противника, выделив для трехсторонней блокады Дмитрова несколько сотен лыжников и конных дворян под руководством воеводы Ивана Куракина.

27 февраля, видя, что нет помощи, Сапега зажег Дмитровскую крепость, разбил орудия и отступил к Смоленску.

У историка Вячеслава Козлякова сказано, что Сапега ушёл на Ржев. Оба правы, потому что дорога на Смоленск идет и через Ржев, то есть Ржеву Володимирскую. Гетман Ян Сапега, по-моему, поджёг Дмитровскую крепость вечером 27 февраля, чтобы легче было бежать. Под покровом ночи, преследуемый отрядами воеводы Ивана Куракина, он стал уходить на Клин, в котором был 28 февраля. О тех давних событиях свидетельствует пустошь под названием Сапегово, располагавшаяся между Клином и Ямугой на реке Липне. Она указана на карте, составленной историком-картографом Владимиром Кусовым.

Может быть, как раз там и произошёл серьёзный бой между остатками воинства Сапеги и отрядами воеводы Куракина. С севера к пустоши Сапегово примыкала к тому же пустошь Тушино, а к югу от Клина за Давыдковым вдоль дороги в районе села Голенищево находилась пустошь Панская.

Присутствие Сапеги в Иосифо-Волоцком монастыре не упоминается в источниках того времени и у историков и исследователей. Это значит, что у гетмана Сапеги было два варианта отступления на Ржев – через Тверь, что косвенно подтверждают названия пустошей Сапегово и Тушино, а Тверь к тому же находилась тогда в руках поляков, либо через город Чернятин. Видимо, этот город и канул в Лету как раз в смуту начала XVII века.

МИХАИЛ ТОМИЛИН

1 115 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики