О важности утилизации мусора люди начинают задумываться, когда машина, вывозящая его из контейнеров возле дома, по каким-либо причинам задерживается. Все прекрасно понимают, что нужны и полигоны твердых коммунальных отходов (ТКО), и заводы по их переработке, в том числе мусоросжигательные. Но!.. Нужны они где угодно, но только не поблизости от того места, где люди живут.
Хоть в соседнем районе. Но не в нашем. При этом, понимают все и то, что жители соседнего района думают приблизительно так же. Что же делать, чтобы эта проблема не стояла так остро? Особенно в те дни, когда ветер дует со стороны свалки в сторону дома. Выход предлагает компания «ЭКОКОМ», с генеральным директором которой, «австрийским русским» Оливером Кайзером сегодня и беседуем.
По ком звонит телефон
Одно из событий, о котором много говорили прошлым летом, – закрытие свалки в Балашихе. Говорили о том, что повезло ее жителям, которые дозвонились до президента России. И о том, как бы дозвониться до него на следующей «прямой линии». А наш разговор с Оливером Кайзером начался с вопроса: «Есть ли вообще такой способ утилизации отходов, такие технологии, которые удовлетворили бы всех?»
— Сегодня вершина развития – завод по переработке твердых коммунальных отходов, отвечающий всем современным стандартам. Есть термический способ переработки, есть механико-биологический. Но самая совершенная система начинается с раздельного сбора отходов у населения. Чтобы уже на этом этапе отделить полезные фракции – бумагу, картон, стекло, металл, пластик — от тех, что рециклингу не подлежат.
Потом полезные фракции идут на повторное использование на специализированные заводы, биологическая фракция, то есть пищевые, растительные отходы и т.п. – на специализированный завод по аэробному компостированию с выработкой компоста или биогаза с целью получения электроэнергии и тепла в дальнейшем.
А оставшаяся фракция, так называемые «хвосты» отправляются на механикобиологический завод и делятся на три потока – инертную, топливную и органическую фракции. Инертная идёт на полигон, топливная – в ТЭЦ в качестве альтернативного топлива и благодаря ей производится электро- и тепловая энергия, а загрязненная органическая фракция подвергается ферментации, брожению и превращается в так называемый серый компост и биогаз. Серый компост не годится в качестве удобрения, но является инертным материалом и идет на полигоны, а из биогаза вырабатывается энергия.
Таким образом, весь «мусор» превращают во вторсырье, инертный безопасный материал и энергию. Это сегодня – лучший стандарт. Это — идеальная схема. Загрязнения воздуха, сбросов воды нет. Вредные выбросы и стоки не покидают завод, потому что он закрытый и на нем есть система очистки. Население не чувствует запаха, а энергетическая составляющая отходов при этом ещё и максимально используется.
— Но у нас ещё не привыкли мусор сортировать. Нам бы его хотя бы до контейнера донести-довезти, а не на обочине дороги оставить…
— Несортированный мусор перерабатывать очень сложно, и такая переработка требует больших инвестиционных и эксплуатационных затрат. Действующая сегодня инфраструктура позволяет извлекать из несортированного мусора максимум 10 % вторичного сырья, потому что он мокрый и все фракциив нем перемешаны. Чтобы перерабатывать все 100 % мусора нужны высокотехнологичные заводы по механико-биологической переработке и термической утилизации.
Чтобы создать такую инфраструктуру требуется много лет. Эта перспектива, к сожалению, сегодня очень далёкая. Чтобы ее полностью создать необходимо лет 15 минимум.
— А свалки продолжают наполняться. А до следующей «прямой линии» с президентом почти год. И не факт, что удастся дозвониться…
Чем полигон отличается от свалки?
— Заводы строить долго, приучать людей к раздельному сбору – тоже дело не одного дня, а мусор образуется ежедневно. Что делать?
— Мы сегодня видим свою роль в подготовительном, переходном периоде. Пока инфраструктура строится, нужно безопасное захоронение отходов на полигонах. У нас полигонами называют все свалки, хотя между этими понятиями есть разница. Свалка – это простая яма, куда сбрасываются отходы. Полигон в российском понятии – это «организованная свалка». Мы ввели термин «экологически безопасный полигон», чтобы были видны отличия от обычных полигонов. Это следующая ступень развития, полигон, на котором уже имеются инженерные сооружения, которые минимизируют негативное воздействие на окружающую среду.
Сегодня у свалок две беды. Первая — загрязнение воды так называемым фильтратом, который просачивается сквозь толщи мусора и попадает в грунтовые воды, загрязняя и их, и почву. Фильтрат – это жидкость, которая образуется в теле полигона при разложении органики, разбавленная осадками.
Фильтрат похож на промышленный сток. Говорят, что в нем можно найти всю таблицу Менделеева. Очищать его очень сложно, потому что каждый загрязнитель требует своего подхода. А строить заводы с целой цепочкой сложных технологий – дорого. По всему миру сегодня хорошо зарекомендовала себя технология «обратного осмоса» — очистка стоков с помощью мембраны, которая пропускает только молекулы воды, задерживая растворенные в ней загрязнители. Собранный фильтрат отправляется на очистные сооружения на основе технологии обратного осмоса. На выходе с них 75-85 % исходного фильтрата превращается в пермеат – сверхчистую воду, соответствующую нормативам. Концентрат, остающийся после прохождения всех ступеней очистки, возвращается в тело полигона, безопасное место захоронения.
Такая система сегодня установлена на четырёх полигонах в Московской области, три из которых закрытые. Полигон ТКО «Тимохово» в Ногинском районе действует. Он самый большой в России и самый технически оснащённый. Свое перевооружение он начал в 2010 г. с первой установки по очистке фильтрата. Система оправдала себя. Она автоматизирована и очень проста в эксплуатации, очищает фильтрат до нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, что для полигона ТКО «Тимохово» очень важно, потому что вокруг него находится большое количество водоёмов.
(Окончание следует)
АЛЕКСЕЙ СОКОЛЬСКИЙ
На фото: Объединение творческой неформальной молодежи Клина NEFOR тоже озаботилось вопросами мусорного полигона и экологии Клина и по-своему выразило протест против современной клинской экологической ситуации, создав своеобразный фотохудожественный флеш-моб. Его вдохновителем выступила юная, но уже известная клинская фотохудожница Мария Метелица, о которой «Клинская Неделя» рассказывала в № 21 от 3.06.2017 г.