Цокающая Круговщина

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Михаил Томилин

Ещё в детстве, гостя у бабушки 1909 года рождения в деревне Высоково, что в Кругу или в Круговщине, слышал, как она говорила: «Пей цай, моци баранки». При этом бабушка мне поясняла, что во всех близлежащих деревнях и сёлах вместо звука ч в словах говорили ц. Она любила пить чай с баранками и потому так и говорила.

В позапрошлом году я побывал в очередной раз в Вологде. От местного экскурсовода музея деревянного зодчества, архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково» узнал, что, оказывается, вологодские крестьяне тоже не окали, а цокали, что в северо-восточной части Вологодчины крестьянские дома ставились с отдельно стоящими банями, а в другой части русские печи в домах устраивались с большими подами, и в них мылись, как у нас на севере Подмосковья. Потому что и там, и на клинской земле жили племена кривичей, чьи курганы есть на вологодской земле.

Когда стал разбираться во всем этом, выяснил, что есть даже специальный термин «цоканье». Это не различение в произношении звуков ц и ч, произношение ц на месте ч, например цайка, цай, цашка вместо чайка, чай, чашка, или «да цорт яво знаить, пацаму» или частушка «Дайте мыльце, полотенце и цюлоцки на пеци!». Лингвисты выяснили, что такое произношение свойственно северным говорам: вологодским, костромским, вятским, где ц – твердый звук, как в словах цашка, цисто, улица, отец. Это псковские, часть новгородских, смоленских и тверских говоров, а мягкое ц распространено в Карелии, Архангельской, Вологодской, Кировской областях. В статье «О наречиях русского языка, о говорах Московской губернии» в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» за 1852 год знаменитый этнолог и языковед Владимир Даль о нашем Клине писал: «В Московской губернии говорят различно: в Клину — по-новгородски, в Можайске — почти по-смоленски — хвилин, целавек, уфостье, в Коломне — по-рязански, в Богородскѣ — по-суздальски. … Цоканье и чваканье проходят отсюда в Тамбовскую губернию за Шацке. В Сергацком вообще цокают на «а» и на «и», местами чвакают и дзекают».

Этот говор косвенно в очередной раз подтверждает мою гипотезу об основании Клина новгородцами и о том, что у кривичей на клинской земле был свой древний город Крево.

Существуют интересные данные, подтверждающие цокающий говор клинского Круга. Статисттк и этнограф 1860-х годов И. И. Ордынский опубликовал в «Московских губернских ведомостях» в 1862 году статью «О народных названиях местностей Московской губернии», в которой говорилось: «Жители большей части местностей Московской губернии, носящих народные названия, отличаются особенностями говора, состоящим главным образом в замене буквы ч на букву ц… Цокание распространено в южной части Богородского уезда, в Восточной части Бронницкого, за левым берегом Москвы реки… Кроме того букву ч заменяют на букву ц ещё в двух дальних местностях в Шуваловщине Верейского уезда и в Круговщине Клинского уезда». Автор делает вывод, что эти особенности говора указывают на племенные причины.

Полагаю, что здесь – дело с вымершим на наших глазах разговорным диалектом, похожим на тот, на котором в древности говорили одни из наших прямых славянских предков – кривичи. Сохранение говоров И. И. Ордынский связывает с положением и свойством местности: «В этом отношении замечается, что все подобные местности отброшены от главных путей сообщений, находятся на окраине губернии и почти все уеденены от других смежных, особенно Круговщина Клинского уезда, в которую входят более 30 деревень, сгруппированных посреди широкой лесной полосы». Далее в статье отмечается, что такие местности неудобны к земледелию, а это: «.. выразилось в том, что их жители издавна усвоили себе известные занятия, Круговщина – лесное дело …»

Об этом говорилось в публикации «Современный след древних ремёсел» в «Клинской неделе» № 2 от 27 января 2018 года. Полагаю, что топоним «круг» связан с крутым поворотом, загибом реки Яуза или со своеобразным кругом, который образуют реки-притоки Шоши Яуза, Лама, Чёрная и сама Шоша, а деревни и сёла располагались на них, словно образовывая круг. По другому варианту топонимы «круг», «круговщина» связаны с круговой порукой, возможно, с какой-то древней общиной. Существует и интересное название в Кругу — «Пяток» — пять деревень Свистуново, Доросово, Овсянниково, Высоково и Степанцево. Я удивлялся, почему в Кругу не было старообрядцев. Ответ нашёл у И. И. Ордынского: «И ещё отличие жителей таких местностей: они большею частью принадлежат к расколам, исключая некоторых, Круговщины, в которой зато нет и никогда не было ни одного раскольника. Это явление может быть случайное, а, может, — следствие других вышеприведённых: жители привыкли смотреть на себя, как на нечто особенное».

В первой половине XX века после индустриализации, появления радио и телевидения, хороших транспортных коммуникаций исчез цокающий говор клинской Круговщины, а, значит, великорусский язык стал беднее. Увы, это плоды современной цивилизации.

1 480 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики