Многие в период пандемии, лишившись своих рабочих мест, задумались о собственном бизнесе.
Ведь работать на себя, а не на «какого-то дядю» кажется более интересным и простым решением. Самому строить свой график, избежать суеты с сокращением и увольнением в любых его проявлениях. Но какой бы радостной не казалась перспектива своего дела, надо помнить о подводных камнях. Даже в самом окупаемом, казалось бы, бизнесе всегда появляются сложности, проблемы и форс-мажоры, не учитывать которые просто нельзя. Ниже представлены главные обстоятельства, которые могут «потопить» даже самые гениальные идеи.
К осени 2020 года число безработных в России достигло 4,8 млн человек – то есть 6,4% от рабочей силы, следует из данных Росстата. Это рекорд за восемь последних лет. Минэкономразвития РФ предложило снизить число безработных россиян, переквалифицировав их в предприниматели, следует из нового паспорта федерального проекта «Вовлечение в предпринимательство». Нетрудоустроенных граждан научат вести своё дело. В итоге предполагается, что к 2024 году бывшие безработные откроют как минимум 1200 новых бизнесов. Рассказываем, как не потерять последнее и на что обратить внимание при развитии своего дела.
Повторение – мать его
Первая, и главная, причина провала заключается в отсутствии знаний и опыта. Чтобы не нарваться на самые распространённые причины закрытия своей фирмы обязательно стоит изучить прошлый опыт других бизнесменов. И поучиться на их ошибках. Так, если заниматься продажами, то стоит проверить и отказаться от тех поставщиков, которые некомпетентно относятся к своим обязанностям. Многие закрывали своё дело только из-за поставки некачественной продукции или из-за отсутствия поставок, как таковых. Чтобы этого не случилось, стоит расспросить тех, кто занимался подобным делом или же найти информацию в интернете. Очень часто в сеть попадают хорошие и плохие отзывы о компаниях. Конечно, полагаться только на отзывы неизвестных не стоит. Всегда нужно проверить их достоверность, договорившись о испытательном сроке для партнера. После длительного детального изучения собранной информации можно найти подходящих контрагентов.
– Проблема наших предпринимателей в том, что у них нет дисциплины. Они почему-то воспринимают бизнес как возможность быстро и легко получить огромные деньги. Но это не так. Своё дело – это 16-часовой рабочий день без выходных и огромная ответственность. Многие молодые люди понятия не имеют, как работает реальный бизнес и что делать на руководящих постах, – говорит Алексей Фомичев, генеральный директор компании adv.systems.
Не видно со стороны
Вторым, не менее важным фактором при открытии бизнеса является изучение своих сильных и слабых сторон, справедливая оценка своих возможностей. Конечно, важной частью является вера в себя и в свои возможности, но и забывать о слабостях нельзя. Стоит найти их, проговорить себе и команде, и, в дальнейшем, конечно, стараться устранить. Каждый из сотрудников фирмы должен понимать в каком направлении необходимо двигаться, знать все возможные точки провала и действовать в этих точках максимально осторожно. Нет команды? Тогда необходимо её собрать. Ведь без грамотно подобранных работников все усилия – это выброшенные на ветер деньги.
– В первом проекте я совершил все ошибки, которые только мог сделать начинающий предприниматель, – рассказывает основатель ARena Space Василий Рыжонков. – У нас в какой-то момент просто кончились деньги. Без зарплаты команда ещё могла продержаться 2–3 месяца, но не более. Когда стало понятно, что новых траншей придётся подождать ещё какое-то время, весь штат ушёл к конкуренту – вместе с разработкой, на которую я потратил полтора года. Этот опыт помог мне переосмыслить подход к бизнесу и собрать новую команду.
Конкурент конкуренту – волк
Не стоит забывать и о конкуренции на рынке. Очень сложно будет реализовать свой потенциал, если помимо вашего дела вокруг ещё огромное множество подобных.
Всегда стоит просматривать информацию о новых открытых фирмах, а также о тех, которые находятся на грани закрытия. Ещё будет полезным следить за самыми продвинутыми компаниями и их деятельностью. Всегда помните: намного важнее правильно работать с существующими клиентам, нежели постоянно привлекать новых. Конечно, реклама и увеличение клиентской базы очень важны, но и терять уже наработанную ранее нельзя.
– Если клиент какой-либо обслуживающей компании на нашем рынке останется недоволен качеством оказания услуги – причем, не только результатом, но и взаимоотношениями в процессе – общением, скоростью реакции и т.п. – скорее всего он уйдёт к конкурентам. Вероятнее всего, он не вернется, поскольку клиенты на нашем рынке стараются закрепиться за обслуживающей организацией надолго. В этих условиях неизбежно приходится заботиться о качестве выполняемых работ и прозрачности расчётов, – говорит Александр Вышегородских, совладелец компании RestAudit.
Если ваш бизнес – это сфера обслуживания, то необходимо стать лидером в этом направлении. Дело в том, что именно в этой сфере даже при большой конкуренции есть возможность переиграть любого, даже самого продвинутого, бизнесмена.
Стильно, модно – ненадёжно
Последним фактором станет ёмкость рынка. Это те услуги и товары, которые предлагаются и приобретаются в определенных пределах выбранного сегмента. Это можно также объяснить иначе – востребованность вашего предложения. Многие фирмы разрушились только из-за того, что предлагаемая ими продукция шла в оборот в народе только в пик её популярности. Не всегда стоит стараться выносить на рынок какие-то редкие продукты и предложения. Намного проще будет идти «по накатанной», выбирать направления привычные, принятые обществом.
– Я пляшу всегда от печки, от клиента. Пытаюсь найти новые неудовлетворённые потребности и их удовлетворить. Если это электроника, то ассортимент «Берёзки» можно было купить не за доллары, а за рубли. Если это пельмени, то их можно было довезти домой в метро и они не слипались, как советские. Если пиво, то нефильтрованное и с откручивающейся крышкой, не надо зубами открывать. Если банкинг, то онлайн, без отделений и очередей – рассказывает российский предприниматель Олег Тиньков.
Всегда перед началом запуска дела стоит убедиться в наличии на него спроса. Открывать бизнес «на волне» может быть опасно. Хотя, конечно, «кто не рискует…». Но далеко не факт, что все риски обернуться успехом. Именно поэтому, при отсутствии расчётов и полноценной уверенности в хорошем исходе нового направления, не нужно за него даже браться. Изменить уже устоявшиеся стандарты на рынке очень сложно и с каждым днём становится всё сложнее.
Это далеко не все подводные камни, которые могут встретится на пути начинающего бизнесмена. Но учесть все факторы провала практически невозможно даже для опытного предпринимателя. Ведь на благоприятный исход или же наоборот способна повлиять даже такая мелочь, как погода за окном. А в каких-то направлениях планы может нарушить и обстановка в государстве или в том регионе, где планируется запуск фирмы.
Дайна Стариско