Дело за малым: Клин ухудшил позиции в рейтинге предпринимательского климата

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области совместно с «Агентством инвестиционного развития Московской области» опубликовали рейтинг предпринимательского климата в регионе по итогам третьего квартала 2020 года.

В этом рейтинге городской округ Клин ухудшил свои позиции, опустившись на три строчки по сравнению со вторым кварталом – с 30 на 33 место.

Пострадал и соседний Солнечногорск, который был лидером по итогам последних отчётов. Виной всему – резко сократившееся количество предприятий малого и среднего бизнеса.

 

Место на карте

В Московской области чуть более 60 городских округов, и бизнесмены, которые рассматривают вариант начала или расширения своего бизнеса в регионе, задаются вопросом: какой из них выбрать. В первую очередь они обращают внимание на демографическую ситуацию, игроков рынка, отсутствие административных барьеров.

Подмосковье регулярно занимает лидирующие позиции среди регионов страны по уровню развития коммерческой инфраструктуры и другим важным для предпринимательства критериям. Однако внутри самой области уже всё не так просто. Есть города, которые вызывают наибольший интерес у бизнеса. А есть такие, которые никакого интереса не вызывают.

Вычислением наиболее подходящих для предпринимательства городов занимаются также аналитики. Управляющий партнер консалтинговой компании Дмитрий Глейзер считает, что инвестиционная привлекательность города определяется, прежде всего, количеством жителей и средним уровнем дохода на душу населения. Логика проста – чем больше людей в городе, тем выше потребность в услугах.

– Конечно же, существенную роль играет степень развитости инфраструктуры, но переходить к анализу её потенциала преждевременно, если не изучена демографическая составляющая, – отмечает эксперт. – Также для инвесторов важно отсутствие бюрократии и доступность бизнес-площадок. Необходимо узнать, как себя чувствуют уже существующие компании.

Чтобы упростить задачу для бизнеса областные власти по поручению губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва каждый квартал проводят исследование предпринимательского климата. Оценка ситуации в каждом городском округе построена на статистических данных Мособлстата, Федеральной налоговой службы, Министерства инвестиций, промышленности и науки региона.

Составление рейтинга ведётся по трём основным критериям. Концентрация бизнеса – количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 000 жителей в муниципальном образовании. Стартапы – количество новых предприятий на 10 000 жителей. Муниципальная поддержка – объём средств муниципального бюджета, выделяемых в рамках программы помощи бизнесу.

 

Уверенный климат

Лидером рейтинга на протяжении последних полутора лет являлся городской округ Солнечногорск. Он занял первую позицию ещё в начале 2019-го и с тех пор постоянно подтверждал свой благоприятный предпринимательский климат. Однако в этот раз округ переместился на пятую строчку.

В Солнечногорске количество предприятий малого и среднего бизнеса сократилось за полгода почти в полтора раза – с 7824 до 5448. Похожая ситуация и во многих других городских округах.

Лидером рейтинга предпринимательского климата стал городской округ Химки, в котором на 1000 жителей приходится 570 предприятий, 14,9 стартапов и 968 рублей на каждое малое или среднее предприятие (МСП) в виде поддержки из бюджета.

Второе место занял Одинцовский городской округ. Там на 1000 жителей действует 607 МСП, 11,1 стартап, а из бюджета выделяется 991 рубль.

Бронза у Рузы, в которой 426 предприятий малого и среднего бизнеса и 13,2 стартапа на 1000 населения, но поддержка властей колоссальная – 4845 рублей (больше только в Солнечногорске – 7674 рублей).

Что касается городского округа Клин, то мы находимся на 33 строчке в рейтинге, хотя три месяца назад занимали 30-е. По итогам третьего квартала 2020 года количество предприятий малого и среднего бизнеса (на 10 000 жителей) в городе сократилось с 429 до 357. Число стартапов выросло с 2,6 до 3,7, но по сравнению с остальными городскими округами – это один из худших показателей – 45 место. Бюджетная поддержка также выросла с 876 рублей до 1053 (10-й результат в Московской области).

Наивысшие для себя места – 9-10 – в рейтинге предпринимательского климата тогда ещё Клинский муниципальный район занимал в конце 2017 года. Правда тогда и критериев оценки было больше. Учитывались также наличие и функциональность специального бизнес-раздела на сайте администрации, количество жалоб, поступающих от предпринимателей, и оценка предпринимательского климата руководителями предприятий. Именно по этим критериям и был в лидерах Клин. После того, как в рейтинге остались только объективные показатели оценки, позиции резко пошли вниз. Уже в 2018 году наш округ вылетел в четвёртую десятку и выше 27 места больше не поднимался.

Когда этот материал уже был написан, а газета отправлена в типографию, областной Мининвест пересчитал результаты рейтинга. В последней версии всё вернулась на «круги своя». Солнечногорск вновь вернулся на первую строчку, второе место у городского округа Химки, третье – Одинцовского городского округа. Улучшил свои позиции по сравнению с первой версией документа и Клин. Наш городской округ на 31 месте. 

Дома и стены

Если же говорить об абсолютных цифрах, то ситуация с малым и средним бизнесом в Клину не такая катастрофическая, как в ряде других округов. За период пандемии количество предприятий сократилось примерно на 20% (для сравнения: в Солнечногорске – более 40%, в Истре – почти на 40%). Однако новых предприятий, в сравнении опять же с другими городами Подмосковья, у нас практически не появляется. Да и в соотношении с количеством населения их меньше, чем в других округах.

По словам заместителя руководителя консалтингового агентства Дмитрия Лысова, в каждом городском округе условия для ведения бизнеса отличаются от соседей. На это влияет множество факторов, в том числе и географические. Например, Солнечногорск территориально – один из самых больших районов Подмосковья, граничащих с Москвой. Здесь есть возможности развивать практически любое направление бизнеса – промышленное производство, сельское хозяйство, жилищное строительство, сферу услуг. Здесь сравнительно недорогая рабочая сила, большая территория, хорошая транспортная доступность.

– Но стоит отъехать в густонаселённые Химки или Красногорск, там уже о сельском хозяйстве или большом производстве речь не идёт, а в Клину, Волоколамске или Кашире нет такого строительного бума, как вблизи МКАД, потому что стоимость квадратных метров низкая, а спрос небольшой, – отметил он.

При этом, по словам Лысова, основную долю предприятий малого и среднего бизнеса, особенно малого, в городах Подмосковья организуют местные жители, которые работают в основном в сфере продаж, а также предоставлении различных услуг.

– Для многих предпринимателей важно то, что они находятся на своей территории, где ты знаешь специфику, что актуально и понимаешь, как вести бизнес, с кем можно работать. А близкие и друзья, которые могут прикрыть тыл, рядом. Я родился и вырос в Клину, – говорит предприниматель Владимир Зайцев. – Поэтому и бизнес начал строить здесь.

 

Не грузи

Представители крупного бизнеса считают, что основной критерий при выборе города для работы – перспектива высокой окупаемости вложений. Московская область из-за близости к столице сама по себе является привлекательной территорией.

– Важную роль играет создание государственно-частных партнерств, – считает генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. – Чтобы и дальше улучшать инвестиционный климат своих городов, властям необходимо двигаться в том же направлении и убирать административные барьеры.

Большим спросом у инвесторов пользуются и меры поддержки бизнеса – выделение земли без торгов, налоговые каникулы, гранты, субсидии. По словам Лысова, для того, чтобы занимать лидирующие позиции в рейтинге предпринимательского климата, власти городских округов должны внимательно следить за тем, что происходит, реагировать на возникающие проблемы и, конечно, не оказывать чрезмерного давления на предприятия.

Лев Новожилов

874 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики