![фестиваль чайковского 2021](https://nedelka-klin.ru/wp-content/uploads/2021/07/-Чайковского-2021_маргарита-Бельская-min-scaled-e1626954531263.jpg)
Вторая неделя пошла, как я начал чувствовать, что мне чего-то вечерами не хватает… Потом понял. Дело в том, что к хорошему привыкаешь быстро, а когда оно заканчивается – не важно, внезапно это случается или по расписанию, – становится грустно. Вторая неделя пошла, как закончился Фестиваль Чайковского. А ведь эти вечера в парке музея были чудесными!..
Вечернее времяпрепровождение может быть разным: можно читать книги, можно слушать музыку в формате MP3, можно смотреть… Впрочем, нет, телевизор сегодняшний смотреть практически невозможно. Можно вечерами расслабляться так, как это делают неухоженного вида и неопределённого возраста люди, практически живущие возле определённых магазинов. Но становится боязно, что со временем и ты можешь стать их «коллегой». А этого почему-то хочется ещё меньше, чем, извините, вступления в какую-нибудь партию…
Почему-то хочется жить по-другому. Не однообразно, не «в рамках», не по привычке, – особенно вредной, – не по регламенту, не по уставу. Потому что… Потому что все эти годы, когда в моём родном городе проводится Фестиваль Чайковского, я хожу во всемирно известный музей этого – самого исполняемого в мире композитора и испытываю такую палитру чувств!.. Я радуюсь, я удивляюсь, я, грущу…
* * *
Начнём с грустного, чтобы закончить радостно. В жизни обычно бывает наоборот, но в литературе, в кино или в газетной статье это вполне возможно. Итак, какие же грустные мысли мне навеял этот замечательный Фестиваль?
А навеял он мне, что я многое в своей жизни упустил. Я любил и слушал в основном определённого рода музыку. Да что скрывать?! Я любил рок. И сейчас люблю. Но другой любимый мною фестиваль – «Нашествие» – второй уже год подряд становится жертвой коронавируса (видимо, вовремя не привился…), а Фестиваль Чайковского живёт, хоть и с ограничениями. И это радует!
Кто бы мне сказал в юности, что я с восторгом буду слушать симфонический оркестр!.. Не только в том случае, если он играет «Yesterday». Кто бы мне сказал, что слова песни «Балет», которую пела когда-то Алла Пугачёва: «Hе надо слов пустых не надо лишних фpаз: Всё объяснит кpуженье pук, движенье глаз…» будут услышаны и прочувствованы мною совсем по-другому. И я вдруг пойму, что многое упустил, многого не замечал, а то и игнорировал. Что жизнь – гораздо интереснее и разнообразнее, чем нам кажется. Надо просто не переставать быть любопытным, не отвергать сразу того, чего не понимаешь, и не идти на поводу у моды, у «трендов» и т.д.
И тогда, возможно, ты перестанешь удивляться тому, почему не уходят люди из «зала», вместо крыши у которого – поливающие их дождём тучи. Почему артисту балета, который давно уже сам не танцует, дарят такое количество цветов, что он и сам испытывает при этом неловкость. А просто Николай Цискаридзе – великий человек, великий артист, и для людей, пришедших на открытие Фестиваля посмотреть фрагменты из великих балетов великого Чайковского, этот день, подаривший им встречу с настоящей, а не дутой Звездой и Легендой, тоже стал великим.
А на сцене – солисты Большого, Мариинского, Михайловского театров… И чтобы увидеть их, не надо никуда ехать – они сами приехали в Клин.
Приходит мысль: «Как хорошо, что Чайковский однажды не проехал мимо!..» Как хорошо, что ему здесь понравилось, и он остался! Как хорошо, когда в городе… просто хорошо. Когда не хочется из него куда-нибудь «свалить». По каким-то причинам… Вот, не понравился бы Клин Чайковскому, и где бы тогда проходил НАШ Фестиваль? Теперь же его Имя приводит сюда и другие Имена. И тех, кто блистает сегодня – Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Владимира Федосеева… (да, простят меня те, кого не упомянул), и тех, кто живёт теперь только в памяти людей и в своих произведениях.
И зрители, пришедшие в парк у Дома-музея, внимают не только музыке, например, Сергея Прокофьева, но ещё и видят «картинки» из его жизни, слышат строки из его переписки в исполнении Юлиана Макарова и Анны Большовой. И узнают, какой не простой, даже трагичной была судьба человека, чей «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» слышали и знают все. Даже те, кто знать не знает, что это за балет, и что автор его – Прокофьев…
Фестиваль Чайковского прекрасен своим разнообразием. Не только музыка, не только классика… Кто-то из зрителей впервые услышал и посмеялся рассказам Тэффи, заметив, уходя в этот вечер из парка: «Сто лет прошло, а женщины – всё такие же…»
Кто-то из любителей классики, возможно, «открыл для себя» «лёгкий» жанр – джаз. Звуки трубы Вадима Эйленкрига и его шутки, голос Мари Карне… Ну, как их можно описать словами?! Только чувства! Только восторг! Только радость! А если и печаль, то светлая… Хорошо, что джазменам можно аплодировать в любой момент, в отличие от классики, где этого не рекомендуется делать даже между частями одной симфонии. Об этом отличии, кстати, зрителям тоже рассказал Вадим Эйленкриг.
А в последний день Фестиваля – «Гамлет», спектакль‑концерт в исполнении Евгения Миронова и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Вечная пьеса, над словами которой размышляют уже несколько веков, и вечная музыка… И ты в очередной раз понимаешь, как поэзия и музыка помогают друг другу, дополняют, открывают смыслы, не замеченные тобой, когда они «шли поодиночке»…
* * *
Интересно наблюдать за теми, кто на сцене. Интересно смотреть и на тех, кто в зале. Я, например, часто и с удовольствием отвлекался от артистов на одну очень красивую девушку. И не беда, что она была рядом с мужчиной. Почему меня это должно смущать? Ведь это моя дочка! Выросшая и живущая теперь не в Клину. А потому и видимся мы с нею не так часто, как мне бы этого хотелось. Но фестиваль помогает! И очередное совместное фото с очередного праздника музыки останется… в памяти компьютера. Надо бы распечатать и по-старинке – в альбом!
У кого-то из зрителей закрыты глаза… Но, нет, не подумайте! Это не сон! Это… Это как у другой моей дочки,- у той, что тоже уже почти взрослая. Она закрывает глаза, когда мы с ней слушаем звуки леса, шелест листьев, пение птиц…
Кстати, птицы тоже слетаются на концерт: кружатся, слушают, а иногда и подпевают!.. Не стесняются! Прямо как тот водитель пожарной машины, который завёл её и до-о-олго разворачивался… Во время выступления оркестра Башмета… Хорошо, что всё-таки уехал… А птицы остались! Они прятались только тогда, когда появлялся какой-нибудь коршун. Который, видимо, прилетал проверить, у всех ли у них есть QR-код от птичьего гриппа…
Мне жаль, что отсутствие этих самых «кодов» помешало приехать в Клин, на Фестиваль Чайковского некоторым моим друзьям-подругам. Да и вообще – зрителей по этой причине было, увы, гораздо меньше, чем им самим хотелось бы и чем заслуживают прекрасные артисты, выступавшие в эти дни в Клину.
Но, ничего. «Всё преходяще, а музыка вечна!»
Хочется верить, что Фестивали в Музее Чайковского – уже ставшие хорошей традицией, будут продолжаться и впредь. Что они помогут людям «расширять горизонты», открывать новое – в музыке, в литературе, в жизни… Что будут они разжигать здоровое любопытство. Я, например, теперь мучаюсь вопросом, над которым музыканты наверняка посмеялись бы (прям, хоть не показывай им эти мои заметки…): «На что они при исполнении музыки обращают внимание в первую очередь? – На собственную память? – Они же ведь, в конце концов, учат перед выступлением свои партии, репетируют… Или на лежащие перед ними ноты? Или всё-таки на руки дирижёра? И откуда они знают, какое движение этих рук относится именно к ним? И, кстати, куда из этих рук пропали палочки?!
Но пусть это пока останется для меня тайной… Может быть, до следующего Фестиваля Чайковского…
Алексей Сокольский
Фото Маргариты Бельской