Извозный промысел в Клину

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Наш Клин, как известно – город извозчиков, ну, во всяком случае, даже после пуска Николаевской железной дороги, извозный промысел в городе оставался. В «Памятной книге Московской губернии» 1904 г. опубликован ряд постановлений. В том числе и об извозном промысле. Причем, вот что примечательно, — постановления не были едиными для всех городов губернии.

 

Читаем изданное Московским Губернатором 22 августа 1902 года «Обязательное постановление о порядке производства легкового извозного промысла в городе Клину»:

  1. Лица, занятые легковым извозным промыслом в городе Клину, обязаны иметь на видном месте экипажей (парных и одиночных) установленные металлические значки, выдаваемые городским старостою. На значках должно быть обозначение на какой срок таковые выдаются. Извозопромышленники, получающие значки для экипажей из местной Уездной Земской управы на право езды в уезде, освобождаются от выборки ещё особых знаков в городском управлении, подчиняясь однако при отправлении промысла в пределах города, всем прочим требованиям сих обязательных постановлений.
  2. Значки выдаются городским старостою за плату по стоимости их изготовления лицам, предоставляющим удостоверения от полиции о благонадежности извозчиков и обязаны заявлять городскому старосте и о своих работниках, которых предполагают посылать в извоз, представляют при этом удостоверение от полиции о благонадежности нанимаемых лиц. Именные списки, как содержателей извозного промысла получивших значки, так и работников допущенных к езде, должны храниться у городского старосты и уездного исправника коему сведения о всех изменениях в этом списке немедленно сообщаются городским старостою. Лицам, не значащимся в этих списках, езда воспрещена.
  3. В случае утраты значка извозчик должен заявить о том городскому старосте.
  4. Лицам, имеющим менее 16 лет, занятие извозным промыслом воспрещается (очевидно, возрастной ценз менялся в разные годы и каждая управа сама определяла его – автор).
  5. Извозчичьи экипажи и сбруя должны быть прочны, вполне исправны и содержимы в чистоте. При занятии промыслом извозчики должны быть опрятно одеты. Лошади могут быть употребимы в извозе только хорошо выезжанные, здоровые и неизнуренные.
  6. В назначенное по соглашению начальника полиции с городским старостою, время и место извозопромышленники обязаны предоставлять лошадей, экипажи и все принадлежности извозного промысла для осмотра производимого командированными представителями от полиции и городского общественного управления не менее 2 раз в год.
  7. При отправке промысла извозчики должны быть трезвы, отнюдь не позволять себе грубого обращения с седоками и нанимателями и не употреблять бранных и непристойных слов.
  8. Места остановок экипажей на улицах и площадях города назначаются полицией по согласованию с городским общественным управлением. Извозчики в местах остановок должны находиться при экипажах, располагаемых в порядке, указанном полицией, не выезжать без требования из ряда, не обращаться к публике с предложением своих услуг и вообще подчиняться во время стоянки и при езде всем законным распоряжениям полиции.
  9. От извозчиков, более трёх раз признанных подлежащим судом виновными в несоблюдении ими настоящих постановлений, а и они лишаются права также в нарушении порядка, пьянства, грубого обращения с нанимателями и неисполнении законных требований полиции, значки отбираются и они лишаются права заниматься извозчичьим промыслом в текущем году.

Краевед Вячеслав Пернавский в своей книге «От снимка к снимку» пишет: «В ведение городской управы входит и составление инструкций по выбору верхней одежды извозчиков. Чаще всего они носят кафтан «на фантах», то есть, на двух сборках сзади, подпоясанный наборным поясом. В ходу у возчиков и жилеты, а также большие фартуки и картузы. Ну а зимой теплые шапки и ватные пиджаки». Вот такими франтами были наши клинские возчики.

А теперь ради любопытства посмотрим соответствующие документы для извозчиков Сергиева Посада, Подольска, Богородского уезда. Кстати, изданы они примерно в одно и то же время 1900-1901 г.г.

У них нет списков, а есть значки с обозначением года и порядкового номера. Но списки-то наверное, всё-таки есть. Нет у них извозопромышленников, а так… частники. Но зато у нас…

Есть обязательное требование для парных экипажей: « у парных экипажей должны находиться на определенных местах фонари, зажигаемые в тёмное время». Вроде согласно п.1 у нас и парные экипажи были, иначе зачем их упоминать. А вот гляди ж ты – у нас в Клину фонари, очевидно, не нужны. Может у нас светлее – от стационарных фонарей, а у них с освещением было хуже?

При нарушении правил, у извозчиков, признанных виновными, значки отбираются, и если для клинских нарушителей они отбираются на текущий год, то в Постановлениях вот этих городов срок не указан. Так надо понимать – отбираются насовсем? Или как?

А вот наша жёсткая проверка лошадей, экипажей и прочего 2 раза в год у них почему-то мягче. У них не указано количество проверок в году.

Но, думается вот что – скорее всего, практика извозного промысла вот в этих местах показала, что…. А что она показала? Что надо ужесточить наказание за пьянство и нецензурные слова или наоборот… спустить, как говорится, на тормозах? Ну, и по поводу проверок тоже – мол, можно проверять два раза в год, можно и пять, а можно… по усмотрению местных властей. А может, наши-то местные за годы ямщины здорово «поднаторели» и потому власти решили учесть весь накопленный опыт?

Их правила не требуют извозчиков выстраиваться в ряды. Хотя, нет вот в Сергиевом Посаде тоже положено строиться в ряды. Но, зато все они учли наличие у себя железнодорожных вокзалов. Как будто у нас такового не было. Вот как пишет Вячеслав Пернавский по поводу привокзальной площади: «На ней, как правило, местные извозчики терпеливо ожидали прибытия очередного поезда и спешащих пассажиров. Ну а уставшим путешественникам оставалось только выбирать соответствующий экипаж по своему вкусу, в зависимости от своего кошелька. Пассажиры скромнее – обходились открытыми тарантасами, запряженными одной лошадёнкой. Закрытый же верх коляски с тройкой лихих коней, – предпочитал уже более солидный люд…» Внимательно рассматривала фото Беликова, но так и не поняла, сколько лошадей запряжено во сколько колясок, хотела увидеть тройку….

У нас на вокзале на привокзальной площади находилась биржа извозчиков – об этом тоже пишет наш краевед. Правда при этом, возчики ещё могут не угодить и железнодорожному начальству и подвергнуться наказанию. Вот каковы правила у них: «…кроме того и, на дворе железнодорожной станции и вообще у вокзала – при выходе пассажиров во время прибытия поездов железной дороги должны не сходить с экипажей».

А вот в Богородском уезде есть даже послабление. Обязательство иметь значки, установленные для извозчиков и ямщиков «не распространяются на лиц, провозящих пассажиров временно и случайно». Вот так-то. А в других местах, ежели полиция «поймала», то доказывай, что ты не верблюд и везёшь попутчика случайно?

И вот ещё что интересно: только в Клину и Сергиевом Посаде ямщикам запрещено «предлагать свои услуги». А вот в других местах «приставать к потенциальным пассажирам», выходит, можно?

Казалось бы, что можно извлечь из … казалось бы обычных правил? Которые казалось должны быть едиными для всей губернии? Ан, нет. Вот такие ярко выраженные индивидуальности управ создавали исключительно свои правила.

Татьяна Кочеткова

 

898 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики

Заказать звонок
+
Жду звонка!