В прошлую среду, 9 февраля, Прошло заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики. Тема заседания была обозначена как «Кадры для промышленности. Подготовка к Новой индустриализации. Проблемы, решения». Разумеется, самой обсуждаемой темой стал кадровый голод в промышленности и АПК.
Как следует из пресс-релиза, распространённого ТПП РФ, кадровый голод становится уже проблемой не только промышленности, но и всей экономики, поскольку отсутствие специалистов сдерживает экономическое развитие всей страны. По данным Минэкономразвития России, выпуск обрабатывающей промышленности в ноябре 2021 года вырос на 9,2% относительно допандемийного ноября 2019 года, при этом дефицит кадров составляет 3,6% от всей численности работников. Новая индустриализация. О которой так активно говорят в последнее время, невозможна без опережающего подготовки технических специалистов. Поэтому собравшиеся обсуждали проблемы сотрудничества промышленных предприятий и научных организаций, размышляли над тем, какие системные решения необходимы в экономической, образовательной и промышленной политике, чтобы сделать работу в промышленности престижной, выгодной, интересной, развивающей.
Так, модератор заседания и председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин заявил, что за последние 30 лет геноцида производства технических специалистов просто «выжгли». Ни тогда, ни чейчас молодёжь не думала и не думает о том, чтобы связать свою жизнь и карьеру с техническими науками. Соответственно, вузы не культивировали эти специальности, а предприятия не уделяли подготовке специалистов достаточного внимания. Сегодня, «отсутствие подготовленных кадров – это одна из двух важнейших проблем, наряду с неправильной экономической политикой», – заявил К. Бабкин. Это привело к печальным последствиям. Как следует из результатов опросов среди руководителей промышленных предприятий, приведённых выступающим, 100% предприятий испытывали дефицит в кадрах, в последние 2 года; 90,5% предприятиям требуются рабочие таких профессий, как фрезеровщик, оператор ЧПУ, сварщик, слесарь; 81% предприятий испытывают нехватку инженеров, конструкторов, технологов. Исследование показало, что при подборе персонала большинство предприятий сталкиваются с проблемой оторванности системы образования в вузах и ссузах от реалий промышленных предприятий и низким качеством практической подготовки кадров.
– Государство до сих пор не считает нужным поддерживать связь системы образования, подготовки кадров с реальным производством. И по многим специальностям это ощущается, – заявил К. Бабкин.
Интересны в этом отношении и результаты опроса населения: 67% респондентов проголосовало за то, чтобы большинство товаров производилось в России: от булавок до современных машин. 56,7% готовы работать в промышленности, если условия труда будут достойными. Однако 75,9% людей не спешат идти на заводы и фабрики, потому что считают, что на производстве низкие зарплаты. Такое вот получается раздвоение сознания…
По мнению Константина Бабкина, для улучшения ситуации необходимо значительно увеличить бюджетные места в ссузах и вузах по направлениям подготовки специалистов, востребованных на промышленных предприятиях; предусмотреть государственное финансирование для создания в промышленных регионах колледжей; облегчить создание на базе заводов учебных курсов; пропагандировать рабочие профессии и повышать престиж людей труда в сфере культуры.
Недостаток высокопрофессиональных кадров отметил и директор по научно-техническому развитию АО ЦНИИ «Электроника» Арсений Брыкин. В текущем периоде дефицит оценивается в 20%. В связи с этим в отраслях началась настоящая война за кадровые ресурсы и охота за головами профессионалов.
О ситуации с профессиональным образованием рассказал проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» Владимир Колодкин. По его словам, сегодня бизнес предъявляет к выпускникам такие требования, как универсальность компетенций, критическое мышление, цифровая грамотность. Студенту инженерных специальностей необходимо понимать, что его обучение будет продолжаться всю жизнь, т.к. мир и технологии стремительно меняются. Однако опыт решения реальных производственных задач является одним из главных критериев подбора специалистов на производства. Для этого в университете созданы учебно-производственная площадка и конструкторское бюро. Здесь студенты имеют возможность реализовать настоящие проекты. Например, имитационное моделирование и создания цифровых двойников перспективной техники или цифровое проектирование машин нового поколения.
На ситуации в промышленности сказывается и демографический кризис. Поэтому многие предприятия предпринимают усилия для того, чтобы привлечь молодых сотрудников. Например, ГУ Ростсельмаш не только организует учебный процесс, но и проводит профоориентационные экскурсии для школьников, реализует стипендиальные программы, делает всё, чтобы не только заинтересовать будущих сотрудников, но и удержать их на производстве. На 2021 год совокупные вложения Ростсельмаш в образование и развитие рынка труда составили годовой бюджет Российской Федерации на обновление учебной базы отраслевыми вузами, сообщил Директор по персоналу ГК Ростсельмаш Денис Радионов.
Образовательные программы в вузах не успевают следовать за новейшими технологиями, внедряемыми на современных производствах. Сложности, с которыми сегодня столкнулась отрасль АПК в связи с нехваткой кадров, имеют системный характер и являются сдерживающим фактором для ее дальнейшего развития. В первую очередь АПК проигрывает на уровне абитуриентов и профориентационной работы со школами. Главное, над чем здесь нужно работать, это современный образ сельского хозяйства. Ведь АПК сегодня – высокотехнологичный сектор, и об этом нужно информировать абитуриентов и их родителей, считает руководитель инновационного аналитического центра группы «Черкизово» Рустам Хафизов.
Стефания Даниелян