Время восстанавливать храмы…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

12 июня заседание ВООПИиК прошло на выезде. На сей раз наш маршрут включал в себя шесть храмов Клинского района. Вот об этой поездке я и хочу рассказать.

Когда смотришь на русские храмы, восхищаешься умением наших прародителей выбирать место для их постройки. Храм в селе – это центр жизни. Все остальное строится вокруг него.

Мы посетили в селе Спас-Заулок храм Преображения Господня. Это грандиозная постройка в классическом стиле позднего классицизма датируется 1837 годом. Само село Спас-Заулок имеет весьма почтенный возраст. Уже в 1646 году о нем есть упоминание в «Подлинной переписной книге дворов… в селах и деревнях Клинского уезда». А в альбоме австрийского путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви, которая представляла собой три соединенных между собой сруба.

Но дерево – материал недолговечный, и, несмотря на то, что церковь подновляли, она пришла в ветхое состояние. К началу XIX века, когда приход увеличился, возникла настоятельная необходимость в постройке нового храма. Богатых жертвователей не было, поэтому при дороге соорудили небольшую часовню, в которой была поставлена кружка для сбора пожертвований. И ведь набрали денег.

Новый храм высотой с десятиэтажный дом (33 м) построили рядом с существующим за четыре года.

С 1937 года богослужений там не велось, в 1941 года он был закрыт, а затем разграблен. Во время Великой Отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Храм сильно пострадал от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви устроили склад ядохимикатов. За долгие годы его существования убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание церкви было брошено на произвол судьбы: кровля сорвана, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями. Увы, это – судьба, постигшая большинство российских храмов. Восстанавливать храм стали только в 1993 году. В росписи интерьеров принимали участие и наши клинские художники Валентин Макаров и Евгений Бакланов.

Следующая остановка в деревне Захарово. Кирпичная Троицкая церковь выстроена в Захарово вместо прежней деревянной в 1829 г. тщанием прихожан. Почему Троицкая? Потому что ранее она относилась к Троице-Сергиевой Лавре, о чем поведал нам настоятель храма отец Тихон. Материал старой разобранной церкви пошел на обжиг кирпича для новой постройки. Глину копали местную и при кладке применяли яйца. В 1857 году церковь расширили. После реконструкции храму был придан псевдо-романский декор. К востоку от церкви находилось кладбище, от которого осталось несколько белокаменных надгробий 1846–1860 гг. В 1934 г. церковь была закрыта, а в 1937 г. подверглась разорению. Немалый урон зданию церкви принесла война. После войны церковь использовали как склад. Потом она была бесхозной и постепенно разрушалась. Но в 1994 г. верующие решили воссоздать общину Троицкой церкви. Первые службы проходили в маленьком деревенском домике, а затем – в местном клубе. Здание церкви восстанавливали по частям. В 1996 году было положено начало консервации, а затем и реставрации храма.

Теперь богослужения в церкви проводятся регулярно. В ней находится образ святого великомученика и целителя Пантелеймона, написанный в Афоне. Храмовый образ Пресвятой Троицы помещен в Вознесенскую церковь села Борщево.

Вот туда-то в деревню (ранее село) Борщево мы и поехали, чтобы увидеть Храм Вознесения. Село Борщево – очень древнее. Согласно документа 1624 года в нем церковь Вознесения Христова уже была. А далее Смутное время: запустение и разорение. Теперь на этом самом месте находится братское захоронение воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Строительство вот этого довольно внушительного храма шло с 1834 по 1840 год на средства государственных крестьян, жителей села Борщево и деревень Трехденево и Слобода. Вокруг храма сделана ограда с металлическими решетками, которую подновляли в 2008 году. Трое въездных ворот. До настоящего времени в храме сохранился трехъярусный иконостас с пятью рядами икон в редком для Подмосковья стиле петровского барокко.

В советское время храм пытались закрыть под предлогом его плохого состояния и невозможности реставрации, однако этого не произошло, хотя в 1937 году с колокольни скинули и разбили колокола. В 1941 году в Борщеве и окрестностях шли бои. Борщево было занято немцами, на колокольне находилась их огневая точка. В храм не попал ни один снаряд, повреждена была лишь наружная часть печной трубы, много пуль застряло в стенах церкви и стволах деревьев, растущих рядом. Когда бои закончились, церковная жизнь здесь возобновилась.

Можно считать, что этому храму повезло – его не грабили и не разрушали намеренно. Приход здесь небольшой, но службы ведутся. Совершаются обряды крещения, венчания, отпевания. В настоящее время там работает бригада – подновляют ступени, штукатурят наружные стены.

Выехали на узкую дорогу, которая ведет в Малую Борщевку через Подтеребово. Вот эта церковь Ильи Пророка в деревне Подтеребово появляется как-то неожиданно, за поворотом ее не видно. Она втиснута между домами и деревьями и совсем не похожа на другие храмы. Экскурсию по ней нам провел уроженец Малой Борщевки А.А. Сорокин. Его крестили в этой церкви в 1940 году. Это его родное место, он вкладывает сюда силы, время и любовь – заметим, несмотря на возраст.

Под Москвой советская армия остановила войска вермахта. Один из боев был в Клинском районе у деревни Подтеребово. Местные жители говорят, что тогда случилось чудо – захватчиков остановил святой великомученик Георгий Победоносец, в честь которого назван подтеребовский храм. Много захватчиков побывало в Подтеребове: поляки, французы, немцы, по некоторым сведениям, – даже татары. Все шли на Москву. Но, подойдя совсем близко, будто спотыкались обо что-то. Польские интервенты в Смутное время, пытаясь прорваться в столицу, повернули назад, а церковь при отступлении сожгли. Эта история здесь передается от деда к внуку. Доказательств того, что это не так, нет. А мраморная памятная доска в память об этих событиях есть.

Вот этот храм в псевдорусском стиле был построен в 1849 году и расписан. Он действовал и во время Великой Отечественной войны. Высокая колокольня была хорошим местом для обзора, и ее взорвали. До сих пор точно неизвестно, кто это сделал – немецкие или советские войска. При взрыве колокольня легла в сторону озера так аккуратно, что сам храм не был задет. Но был закрыт и разграблен в 1961 году. Потом здесь сделали колхозное зернохранилище, а позже храм и вовсе пришел в запустение.

В 1994 году с приходом священника Саввы Щербины началось возрождение храма. Сейчас здесь есть небольшая, но крепкая община и идет полноценная духовная жизнь. Восстанавливается колокольня.

Что меня поразило более всего? Такого я еще нигде не видела – это стена памяти всех погибших в войне жителей деревень прихода. Алексей Андреевич рассказывал о своих братьях и земляках, не вернувшихся с войны. В застекленных витринах жертв войны награды, нательные кресты, лампады и другие мелкие личные вещи и… еще сломанный деревянный молоток местного, и говорили, очень искусного обувщика: сломанный молоток – оборванная жизнь.

— Казанская икона Божьей матери – Млекопитательница: из Нового Афона, а Георгий Победоносец… эта икона отреставрирована, сняты верхние слои и вот она – подлинная, – рассказывал Алексей Андреевич, – а вот эти уникальные люстры с образами сделаны в Греции по заказу одного мецената.

Люстры поражают, такие я тоже вижу впервые. Два иконостаса в приделах, повторяющие друг друга, но какая техника резьбы самих икон!

Следующая остановка в деревне Аксеново. Первый храм святого великомученика Димитрия Солунского в Донхово и кладбище при нем, упоминается в 1624-1625 гг. Тот, что мы увидели, построен в 1852 году на деньги, завещанные фрейлиной Императрицы Екатериной Алексеевной Челищевой – владелицей села Докукина (ныне часть Соково). Похоронена она на кладбище около храма. Ее могила сохранилась. А деревня Аксеново находилась ближе всех к церкви, позже Донхово вошло в ее территорию.

После революции дважды церковь пытались закрыть. Но не закрыли. Как считают верующие, благодаря заступничеству великомученика Димитрия, святого пророка Илии, преподобного Сергия. Но храм ветшал, потому что существовал запрет на реставрационные работы. Война до храма не добралась, к счастью. Но благодаря тому, что храм не закрывался, проводившиеся с начала 90-х реставрационные работы позволили восстановить в нем интерьер и обстановку конца XIX века.

Последний объект – храм в деревне Кленково. В XVI веке здесь находился деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила. В Смутное время храм пришел в запустение, восстановил его Н. М. Беклемишев, владелец села Кленково. В 1679 г. здесь была построена церковь в честь иконы Казанской Божией Матери. В 1806 г. владельцами села становятся генерал майор Н. П. Высоцкий и его жена. Их стараниями была возведена каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которую мы сейчас видим.

— Во время Великой Отечественной Войны храм не закрывался. В нем регулярно проходили богослужения. В ноябре 1941 года в Кленкове и окрестностях шли кровопролитные бои, но службы в храме не прекращались. А в 1948 году храм закрыли. С 1958 года началась компания по уничтожению храмовых икон и книг. Выстоявший в годы лихолетий, наибольший урон был нанесен храму в послевоенное время. Из храма растащили плитку и кирпич, – так рассказывал настоятель отец Иоанн. – В 1991 году Казанский храм в виде руин был передан верующим. А руины эти помнили молящегося здесь П.И. Чайковского.

Сейчас храм работает. Он полностью отреставрирован. Там великолепная акустика, которую с гордостью продемонстрировал настоятель, обладающий потрясающим голосом.

Вот такая насыщенная поездка получилась. Храмы района – это наша история, наша культура, о которых мы так мало знаем, к большому сожалению…

Т. Кочеткова

246 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики