В Клину на водной сцене Сестрорецкого парка выступили артисты камерного ансамбля «Солисты Москвы», художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Башмет. Выступили музыканты: Андрей Поскробко (скрипка), Артем Дырул (скрипка), Виталий Астахов (альт), Алексей Найденов (виолончель), Максим Хлопьев (контрабас).
Амфитеатр водной сцены вместил всех поклонников и любителей живой классической музыки. Жаль, что немного мешали посторонние звуки, грохот самокатов и велосипедов, проносящихся по лестнице, крики и плачь маленьких детей, но это не помешало насладиться талантливым исполнением волшебной музыки. Это было прекрасно: вода, природа и звучание божественной музыки.
Музыкальным кумиром Петра Ильича Чайковского был венский классик Вольфганг Амадей Моцарт. В гостиной мемориального дома в Клину хранится полное собрание сочинений Моцарта в 72 томах – это подарок композитору на Рождество от издателя Петра Ивановича Юргенсона. Такому дару Петр Ильич, был рад, как ребенок. Петр Чайковский с детства был очарован музыкой Моцарта. «Из всех великих композиторов, наиболее нежную любовь питаю к Моцарту, – говорил Чайковский. – По моему глубокому убеждению Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота достигала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно».
И вот со сцены зазвучали:
— Вольфганг Амадей Моцарт. Дивертисмент №1 Ре мажор (в трех частях).
— Иоганн Себастьян Бах. Ария из Оркестровой сюиты №3 Ре мажор.
Следом прозвучало произведение знаменитого итальянского композитора Джоаккино Россини. Его перу принадлежат такие жемчужины мировой оперной сокровищницы, как «Золушка», «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль».
В исполнении «Солистов Москвы» прозвучала Соната № 3 «До мажор» из цикла «Шесть сонат для струнных», которые юный гений сочинил, когда ему было всего 12 лет. Хотя композитор и отклонился от традиционного состава струнного квартета и написал произведение для ансамбля из двух скрипок, виолончели и контрабаса.
Также прозвучало произведение Петра Ильича Чайковского, которое исполняют крайне редко. Это – элегия для струнного оркестра, которая была написана Петром Ильичом в 1884 году к юбилею артистической деятельности выдающегося русского актера Ивана Васильевича Самарина. В 1885 году Самарин скончался, и уже при издании этого произведения Петр Ильич дал пьесе название «Привет благодарности» и посвятил уже памяти артиста.
И вновь зазвучал Вольфганг Амадей Моцарт. Финал из Дивертисмента № 3. Музыка Моцарта, словно красная нить, проходит сквозь весь жизненный путь Петра Ильича Чайковского.
Отрывки из оперы «Дон Жуан», когда-то звучали на оркестрине, которую Петр Чайковский, будучи еще ребенком слушал в Воткинске. А вот юношей он увидел эту оперу в Петербурге, а спустя тридцать лет записал в своем дневнике: «Благодаря ему, я узнал, что такое музыка». В 1887 году, к столетию премьеры «Дон Жуана», Петр Ильич создал оркестровую сюиту «Моцартиана». В программе последнего концерта под управлением Чайковского за считанные дни до его смерти вместе с Шестой симфонией прозвучали танцы из оперы Моцарта «Идоменей».
Творчество Моцарта сыграло решающую роль и в выборе собственного пути композитора:
— Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, – я обязан Моцарту, – говорил Чайковский.
А также:
— Он дал первый толчок моим музыкальным силам, он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете.
И зазвучала «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта.
А финалом этого музыкального вечера стал подарок зрителям от Петера Хайнхриха: полька, танго и чардаш из вариаций на тему «Happy Birthday».
Василий Кузьмин, фото автора