Клин на заре пятилеток

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

95 лет назад на окраине Клина началось строительство новой фабрики. Вот как об этом вспоминал в своей книге «Записки министра» наш земляк А. Г. Зверев:

«А теперь перенесёмся мысленно во второй год первой пятилетки. Её план, утверждённый в апреле 1929 года, предусматривал сооружение в стране 518 крупных предприятий. Клинский уисполком, председателем которого я был тогда, настойчиво доказывал необходимость возведения у нас большого завода или фабрики. Мы мотивировали своё предложение довольно убедительно: наличием значительных резервов рабочей силы, энергетических ресурсов (много торфа), технологического сырья (обширные леса). Правда, и сумма, необходимая для осуществления строительства, выглядела гигантской… Однако у нашего государства уже были на это средства. Поэтому и наши уездные пожелания одобрили.

В 1929 году состоялся митинг, посвящённый закладке вискозной фабрики. Мне довелось открывать его, и я отчётливо помню радостные и возбуждённые лица тысяч моих земляков, собравшихся на общее торжество и стоявших на трибуне представителей ВСНХ, которые прибыли из Москвы».

Незадолго до этого в местной прессе появилось такое сообщение: «Новая фабрика представляет исключительную значимость. До сих пор в СССР не было ни одной такой фабрики за исключением полукустарной в Мытищах. Первая такая фабрика строится в Ленинграде. Одновременно с первой – в Клину».

Так что строительство предприятия, называемого тогда фабрикой искусственного волокна «Клинволокнострой», началось в июле того года. Работы велись на заболоченном пустыре между железной дорогой и Ленинградским шоссе. То есть, на том самом месте, где когда-то Д. И. Менделеев совершал свой подъём на воздушном шаре в день солнечного затмения. Впоследствии, стало ясно, что выбор места будущей фабрики, между двумя дорожными трассами и местной речушкой, оказался довольно удачным. От него, как и предполагалось, совсем неподалёку располагалось немало многолюдных деревень, что давало возможность обеспечивать им, вместе с городом, рабочей силой, как строительные объекты, так, впоследствии, и само предприятие.

Правда, в ходе возведения новой фабрики возникло много неурядиц. Это привело к отставанию от намеченных планов. Об этом сегодня напоминает одна из статей, напечатанная под заголовком: «Построить фабрику в срок». Тогда штаб стройки обратился ко всем работающим с таким призывом:

«Современный пуск строящейся в Клину фабрики искусственного шелка имеет огромное значение не только для района, но и для всего Советского Союза. Начавшаяся в июне этого года затяжка строительства на восемь – десять месяцев была своевременно устранена. Строительство фабрики признано ударным. Она должна быть пущена в ход первого января 1931 года».

В свою очередь, о первых руководителях той большой и ответственной стройки в Клину, летописец и главный энергетик «легендарного комбината» Григорий Савинов оставил нам, потомкам, такие записи:

«Начальником строительства был назначен М. А. Шейнин. Этот человек был руководителем строгим и требовательным, умеющим выслушать своего оппонента и принять взвешенное решение. К тому же он был свояком известного «Железного» наркома путей сообщения и члена Политбюро ЦК ВКП(б) Л. М. Кагановича, который бывал в Клину у него в гостях.

Главным инженером строительства являлся Н. П. Тихонов, эрудированный специалист из когорты старой русской интеллигенции. Его отличала неизменная тактичность и вежливость в отношении с подчинёнными специалистами, что не мешало быть требовательным начальником. Если ему на дороге встречался молодой специалист, он всегда останавливался, подавал руку и находил время обменяться мнениями по тому или иному вопросу.

На строительной площадке рабочие энергично рыли котлованы и траншеи, прокладывали коммуникации, закладывали фундаменты первых корпусов фабрики. В большинстве своём земляные работы велись вручную, лопатами. Вывоз грунта осуществлялся грабарями на лошадях, запряженных в телеги».

Однако далеко не все оказались настроены по-боевому. Так, приглашённые на строительство немецкие специалисты фирмы «Когорн» настаивали на консервации стройки на неопределённый срок, ссылаясь на дефицит строительных материалов, оборудования, отсутствие электроэнергии, пара и недостаток опыта у молодого коллектива строителей.

Такого же мнения придерживались и члены тогда только что созданного Всесоюзного объединения искусственного волокна. Но никто уже не мог остановить клинских энтузиастов. Одни добивались поставки необходимых материалов и оборудования в лабиринтах кабинетов Всесоюзного Совета народного хозяйства, смело обращаясь в центральные партийные органы и редакции центральных газет. Другие – пропадали на стройке. Работы проводились круглые сутки, питание доставлялось прямо в цеха и на трассы. Люди работали по полторы и даже по две смены.

В качестве временной энергетической базы организовали котельную из пяти паровозов. Они давали пар для ведения строительных работ и отопления. Дизельная установка мощностью 250 кВт обеспечивала электроэнергией. Впоследствии для пуска фабрики к дизелю добавилась электроэнергия в 500 кВт от Высоковской ТЭЦ по заново построенной высоковольтной линии.

Так что, несмотря на огромные трудности, пуск фабрики «Клинволокно», именуемой среди клинчан фабрикой искусственного шёлка, состоялся почти в намеченные сроки, с задержкой всего на 2 месяца. Это позволило буквально в первые месяцы выйти на намеченные цифры.

Об этом 2 марта 1931 года руководство фабрики сообщило городу так:

«Сегодня мы на прядильных машинах впервые в СССР получили бобинный искусственный вискозный шёлк».

С того момента М. А. Шейнин продолжил свою трудовую деятельность директора уже на работающей фабрике, сменившей своё название с «Клинволокнострой» на «Клинволокно».

Владимир Тасин

504 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики