– Какие функции возложены на Северную транспортную прокуратуру?
– Северная транспортная прокуратура входит в структуру Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, является специализированной прокуратурой и осуществляет надзор за исполнением законов на объектах железнодорожного транспорта, расположенных на полигоне Октябрьской железной дороги от станции Москва-Ленинградская (г. Москва) до станции Решетниково (Московская область) и станции Конаково-ГРЭС (Тверская область).
В перечень объектов надзора Северной транспортной прокуратуры, в числе прочих, включены и перегоны между станциями Подсолнечная – Клин – Решетниково, вокзал на ст. Клин, объекты и предприятия железнодорожного транспорта, расположенные в Клинском районе Московской области.
– Криминогенная обстановка на транспорте наверное отличается от общей в силу специфики?
– Вы правы. Криминогенная ситуация, характеристика и динамика совершаемых преступлений на объектах транспорта обусловлены специфичностью поднадзорных объектов.
В Северном транспортном регионе за истекший период 2020 года зарегистрировано 239 преступлений, из них особо тяжких – 10, тяжких – 41, средней тяжести – 53, небольшой тяжести – 131.
Убийств, изнасилований, а также фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, в том числе повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего в текущем году не зарегистрировано.
Преобладающими в общей структуре преступности на транспорте остаются преступления против собственности. Каждое пятое преступление, совершенное на объектах транспорта (в поездах пригородного и дальнего сообщений, на вокзальных комплексах, станциях, остановочных пунктах), связано с хищением имущества граждан, треть от всех зарегистрированных приходится на преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Около 20% зарегистрированных преступлений связано с порчей имущества на железнодорожном транспорте.
– Вы упомянули преступления, связанные с порчей имущества на транспорте. Не могли бы Вы подробней остановиться на этом вопросе.
– Я не случайно обратил внимание на эту категорию преступлений.
Порча имущества на вокзальных комплексах, станциях, остановочных пунктах, в электропоездах действительно является злободневной проблемой для предприятий железнодорожного транспорта.
Изрезанные сидения, погнутые поручни, вырванные кресла, сожженные кнопки переговорных устройств, разбитые стекла. Все эти преступные действия в совокупности наносят серьезный материальный ущерб предприятиям транспортной отрасли.
Не меньше хлопот доставляют транспортникам и правоохранительным органам любители разрисовывать вагоны электропоездов. Сообщения об обнаружении так называемых «граффити» на вагонах электричек поступают в дежурные части линейных подразделений полиции практически ежедневно.
Анализ показывает, что к преступлениям этой категории зачастую причастны несовершеннолетние граждане, что, безусловно, вызывает особую обеспокоенность.
Следует отметить, что законодатель, учитывая особо охраняемые правоотношения, связанные с нормальным функционированием объектов транспорта, установил уголовную ответственность за порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Я говорю о статье 214 Уголовного кодекса Российской Федерации «Вандализм», санкция которой предусматривает серьезное наказание, а за совершение этого преступления в группе, в том числе, и лишение свободы.
К сожалению, молодые люди, занимающиеся подобным «безобидным творчеством» не в полной мере осознают печальные последствия, к которым может привести такое увлечение. Печально, что подростки, только начинающие свой самостоятельный жизненный путь, серьезно осложняют его фактом привлечения к уголовной ответственности.
– Какова ситуация с травматизмом на железной дороге?
– Состояние непроизводственного травматизма, его динамика в поднадзорном транспортном регионе — чрезвычайно важный вопрос, который, конечно, являются одним из ключевых направлений надзорной деятельности транспортной прокуратуры.
К сожалению, печальная статистика свидетельствует о том, что существенного снижения количество случаев травмирования людей на железной дороге в текущем году не произошло.
Только на перегоне Решетниково-Клин-Подсолнечная в 2020 году зафиксировано девять случаев травмирования граждан железнодорожным транспортом, из которых шесть – со смертельным исходом.
В подавляющем большинстве случаев травмирование и гибель людей на дороге явились следствием их личной неосторожности, нарушения ими правил нахождения в зонах повышенной опасности.
Переход железнодорожных путей в неустановленных местах, попытки взобраться на платформы перед близко идущим поездом и прочие способы «сэкономить» время могут обернуться трагедией.
Нередко на железной дороге травмируются подростки, использующие наушники. Увлеченные музыкой, они просто не слышат сигнал приближающегося поезда.
Железная дорога – это зона повышенной опасности. Об этом надо помнить.
Ещё одной серьезной проблемой, получившей, к сожалению, распространение в молодежной среде, является так называемый «зацепинг». Экстремальное увлечение, которое зачастую заканчивается трагедией. Молодые люди гибнут под колесами поездов, от поражения электрическим током.
Следует отметить, что в систему профилактики непроизводственного травматизма, особенно среди несовершеннолетних, включены и предприятия транспорта, и правоохранительные органы.
Мероприятия правового просвещения в различных формах, обращения в суды с заявлениями о признании информации, размещенной в сети «Интернет», пропагандирующей экстремальные увлечения, запрещенной для распространения в Российской Федерации – все это тоже является частью работы транспортной прокуратуры.
– 9 декабря отмечался Международный день борьбы с коррупцией, транспортные прокуроры также участвуют в противодействии коррупции?
– Северной транспортной прокуратурой на постоянной основе проводятся проверки соблюдения законодательства о государственной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, соблюдения требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, порядка привлечения к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих, принятия организациями мер по предупреждению коррупции, анализ нормативных правовых актов на предмет возможного содержания коррупциогенных факторов.
За 11 месяцев 2020 года прокуратурой в указанной сфере выявлено
56 нарушений закона. В поднадзорные органы, организации внесено
7 представлений, по результатам рассмотрения которых 42 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокурора 15 лиц привлечены к административной ответственности.
– Каким образом граждане могут обратиться в Северную транспортную прокуратуру?
– Прием граждан в прокуратуре ведется ежедневно в соответствии с утвержденным графиком.
Граждане могут в прокуратуру обратиться лично или направить обращение по почте. Кроме того, заявители могут обратиться в прокуратуру посредством электронной почты и, при желании, получить ответ на обращение в электронной форме.
Все необходимые для обращения реквизиты указаны на официальном сайте Московской межрегиональной транспортной прокуратуры.
Вместе с тем, следует отметить, что в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране, если у граждан есть вопросы, не требующие личного обсуждения с прокурором, все-таки в настоящее время было бы разумно обратиться в прокуратуру в дистанционном режиме. Уверяю Вас, что обращение в прокуратуру в таком формате никак не скажется на своевременности и качестве его рассмотрения.