21 июня в центральной библиотеке отмечали день рождения Русской Матрёшки: ей исполнилось 130 лет. Название мероприятия – «Матрешка. Игрушка и (или) главный русский сувенир». Интересную историю русской матрешки рассказала Наталья Комарова – наш клинский этнограф, хорошо знакомый клинчанам. Об этой уникальной женщине нужно писать отдельную статью, что мы непременно сделаем в следующем номере.
Мы все знаем, что Матрёшка – это наш едва ли не главный сувенир, ну и игрушка конечно. Откуда что возникло?
Родной брат Саввы Мамонтова – известнейшего мецената, Анатолий, женился на удивительной женщине Марии Александровне. Анатолий открыл свою типографию, где стал печатать детские книжки. Жена его организовала магазинчик, позже названный «Детское воспитание», в нём начали продавать и игрушки, которые сегодня мы назвали бы развивающими. Вот тут и родилась Матрёшка (от распросранённого среди крестьян женского имени Матрёна). Авторами игрушки стали С.В. Малютин и токарь В.П. Звездочкин. Они создали уникальную игрушку, которая принесла России и славу, и немалые деньги. Работали сергиевопосадские мастера по дереву, а расписывали сергиевопосадские же иконописцы. В своей традиционной манере: платок, сарафан, рубашка, руки. Представляете, если лицо пишет иконописец – оно открытое, доброе и красивое.
У кого в детстве не было такой забавы? Какая девочка не играла в папу, маму, сестёр, дочек? Не разговаривала с ними, не пела им песенки, не придумывала им разные истории? Матрёнина семейка – это счёт, понимание «больше-меньше», выстраивание по росту… Это наш российский уклад жизни, где старшая в роду женщина руководит семьёй, воспитывает и развивает своих чад. Это исконно русская игрушка, кстати, в 1970 г. она даже попала в книгу рекордов Гиннеса –72-х местная, высота 1,5 м, толщина стенок при этом – 0,5 мм.
На I Всемирной выставке в Париже в 1900 г. наша красавица получает бронзовую медаль. Появляется интерес к нашему сувениру во многих странах, в 1904 г. токарь получает уже официальный заказ из Парижа и там открывается специальный магазин для наших Матрёшек. На других выставках в Лейпциге, Берлине, Лондоне успех повторяется. Царская Россия Матрёшку экспортирует.
Революция ставит всё с ног на голову, но молодое советское правительство создаёт кооперативные товарищества, которые позже объединяются-укрупняются. В 1931 г. Матрёшку «работают» на экспорт 40 000 ремесленников, а объём этого экспорта составляет 4 млн золотых рублей. Взамен страна получает станки и оборудование. То есть промышленность строится в том числе и за счёт Матрёшки.
В годы Великой Отечественной войны в рамках программы ленд-лиза изделиями народных промыслов (и Матрёшкой тоже) расплачивались наравне с золотом и алмазами. Кто бы мог подумать?
Потом создаётся Институт художественной кустарной промышленности. Матрёшку начинают делать в других регионах страны – в Нижегородской и Кировской областях. Они различаются между собой и формой и росписью. Роспись тоже меняется со временем. К сожалению, сейчас настоящих традиционных классических русских Матрёшек можно найти только в магазинчиках Сергиевого Посада: в 1990-е г.г. их производство фактически прекратилось… Закончилась и история Матрёшки. Сейчас этот промысел пытаются возрождать одиночки-энтузиасты.
Сегодня есть основания надеяться, что и Матрёшка сможет вернуть себе былую славу. Во всяком случае, в России растёт интерес к мастер-классам по росписи этой русской игрушки. Думаю, что это поможет возрождению русской культуры, русского языка, русского ремесленничества.
Татьяна Кочеткова