Пётр I был в Клину?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

30 мая (9 июня) 1672 года родился Пётр I. Реформатору исполняется 350 лет. А поскольку к нашему городу он имеет отношение, скажем прямое, впрочем, как и ко всей стране в целом, то оставить эту дату без внимания Было бы неправильно. Поэтому в Центральной библиотеке прошёл круглый стол, на котором журналист газеты «Серп и Молот» Андрей Шугаев поделился с аудиторией найденными недавно интересными фактами из жизни Петра I, связанными с Клином.

Это документы о так называемой ландмилиции – роде поселенного войска, существовавшего в России в 1713-1775 г.г. Просуществовало это войско год, в боях участия не принимало, потому не вошло в военную историю, но зато…кое-какие документы сохранились.

О том, что на протяжении веков наш Клин был важным стратегическим пунктом на пути из Москвы в Великий Новгород, и указом от 25 января 1702 года Пётр I поверстал город, стоящий на большом сухопутном тракте между Москвой и Петербургом, в ямщину (жители города обязаны отправлять почтовую гоньбу), в городе был учреждён «почтовый ям» – мы знаем.

Знаем и версию о рождении Петра I. Якобы в архиве Московского Кремля хранится письмо царя Алексея Михайловича Романова. Из него следует, что когда царь был на охоте (возможно в Круговской волости), у царицы случились преждевременные роды, и «страха ради смертного» новорожденного младенца крестили в Успенском храме г. Клина. Этим младенцем был будущий император Пётр I. Тем не менее, прекрасная эта легенда шита белыми нитками. Логики в этой истории нет. Представьте себе Наталью Кирилловну Нарышкину на сносях в какой-то дыре. Да, быть такого не может. Только царские палаты с сонмом слуг. Коломенское или Измайлово – это подойдет. Но не Клин.

А вот о том, что Пётр I в Клину ночевал 25 августа 1700 г. с ротой Преображенского полка – вот это и есть та информация, о которой никто не знает а дотошный клинский журналист раскопал. 1700 г. – это самое начало Северной войны, которая, как известно, окончилась  поражением Швеции и усилением позиций Русского царства, которое получило выход к Балтийскому морю, вернуло ранее принадлежащие себе земли и было провозглашено Российской империей, а Петр I принял титул Императора Всероссийского.

Клин же в то время был станцией, где непременно нужно было поменять лошадей на пути из Москвы в сторону Твери, а далее на Новгород. Если бы налегке, то поменял лошадей и дальше. А тут пушки, ядра, которые тянут бессловесные лошадки. Ситуация с перемещением грузов тогда вообще была непростой. До начала XIX века в России не было ни одной версты дороги с твердым покрытием. То есть два сезона из четырех – весной и осенью – дороги просто отсутствовали. Гружёная телега могла перемещаться там только героическими усилиями и с черепашьей скоростью. Дело не только в грязи, но и в подъеме уровня воды. Большинство дорог – в нашем понятии обычных троп – шло от брода к броду. Что представляла из себя дорога? Брёвна, сверху фашинник (цилиндрические пучки прутьев), утрамбованный песком. Трудно по таким дорогам везти пушки. Ситуацию спасала длинная русская зима, когда сама природа создавала удобный снежный путь-«зимник» и надёжные ледовые «переправы» по замерзшим рекам. А тут лето жаркое. И клинский наш уезд на топях-болотах. Так что Пётр I в Клину был, один раз ночевал, и это уже можно утверждать.

Татьяна Кочеткова

5 550 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики