Фабричное прошлое Высоковска

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Богат Высоковск на разные фамилии, но самая популярная среди них – Кашаев. И это не случайно, ведь основателем высоковской фабрики и самого города по — праву считается крестьянин Г. Л. Кашаев. И если впоследствии он стал смекалистым купцом и энергичным промышленником, то начинал он своё дело с довольно скромного дохода малоизвестного предпринимателя родной деревни Некрасино.

Вот об этом человеке, его благих делах и шёл разговор 19 октября в одном из уютных залов центральной клинской библиотеки. Докладчиком же увлекательной беседы явилась сотрудница Высоковской библиотеки Ю. С. Кашаева. С такой известной фамилией ей нетрудно было завоевать внимание собравшихся слушателей. А сказать Юлии Сергеевне было о чём.

Ведь, первоначально, уважаемый в Некрасине, крестьянин Григорий Кашаев рассчитывал только на свои силы, однако впоследствии немалую помощь в начатом деле ему оказал верный товарищ – И. В. Васильев. И в 1864 году в деревне появилась фабрика на 50 станков. Через двенадцать лет численность машин увеличилась, чуть ли, не в четыре раза… и тут случилось беда – предприятие сгорело полностью.

Но молодые хозяева не опустили руки — они учли свои бывшие промахи и в следующем году выстроили новое производство, уже каменное. Тогда оно появилось, в отличие от бывших деревянных построек, на левом берегу реки Вяз. Там же находились и богатые залежи глины. Ею и воспользовался небольшой заводик по обжигу кирпича, который, в свою очередь, шёл на строительство новых фабричных цехов. И снова крестьяне из близлежащих деревень потянулись на ткацкую мануфактуру.

Вновь начатое производство развернулось тогда в двухэтажном корпусе, где вырабатывалась саржа, манчестер и миткаль. Однако и здесь фабричные дела стали давать сбои. И в 1879 году к напористым управленцам, помимо племянника И. Н. Кашаева, примкнули английские поданные: Р. Мак-Гиль, Ф. Кноп, И. Прове, К. Гести. Теперь уже создалось внушительное Правление, именуемое Товариществом Высоковской мануфактуры, и фабричное производство стало расти буквально на глазах.

Подтверждением этого явилась и запись в памятной книжке Московской губернии за 1899 год. В ней утверждалось, что если на клинском стеклянном заводе В. Г. Орлова в то время работало 120 человек, на аналогичном предприятии И. М. Титова — 129, а на клинской шёлко-ткацкой фабрике Луи Бузона – 150 работников, то на мануфактуре, при Петровской волости Некрасинской деревни, трудилось уже 3600 рабочих. Цифра довольно впечатлительная. Так что владельцам фабрики пришлось приложить немало усилий для развития нового жилого селения.

В начале двадцатого столетия его величали как «Новый базар», а затем стали называть «Высоковском». Основной корпус фабрики располагался в южной части посёлка. Единственная улица разделяла его на две части. Тогда в нём, наряду с казармами, выросли: больница, торговая лавка и образовательное училище. В центре селения занял своё место Народный дом с вместительным зрительным залом и скрытыми лоджиями для почётных гостей и фабричной администрации.

К 1914 году основной капитал Товарищества Высоковской мануфактуры составлял уже довольно внушительную сумму в 3 миллиона рублей. Её создателем являлся уже довольно мощный пятитысячный рабочий коллектив. Именно он обеспечивал работу оборудования по выпуску бумажной ваты, а также тканей «суровых, гладких и фасонных». К семнадцатому году Высоковск с фабрикой и казармами, железной дорогой, станцией, торговыми лавками, училищем, больницей и Народным домом становится известным, на всю Московскую губернию, как центр клинского пролетарского движения.

— Сегодня,- напомнила своим слушателям Юлия Кашаева, — об основателе Высоковска — Г. Л. Кашаеве напоминает, установленный в центральной части города бронзовый памятник, созданный руками известного скульптора Александра Рожникова.

Продолжением её рассказа явились интересные выступления члена клинского отделения ВООПИиК Бориса Феофанова и поэта Льва Зубачёва.

Владимир Тасин

 

* * *

Два брата

Признаюсь, Вам ребята,

Что я – не господин.

И мне милы два брата:

Высоковск и наш Клин.

 

Клин – старший брат. Он строже,

К тому же с сединой.

Высоковск же моложе,

Весёлый, озорной.

 

Один, встречая зори,

Рассыпал уйму крыш.

Другой же с ним не спорит.

Он – маленький Париж.

 

Напористо и смело,

Встречая день деньской,

Дела творят умело,

Как тот, так и другой.

 

И жизнь их не разлучит

Своею суетой,

Она их не измучит

Ни счастьем, ни бедой.

 

Пусть дни спешат куда-то,

Волнуя и маня,

Но мне два этих брата

Уже давно родня.

В. Пернавский

838 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики