История посёлка X Октября. Часть 2

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Перед войной в 1939 году открылся мясокомбинат, который и после окончания войны называли более прозаично — «бойня». В то время не особенно озадачивались вопросами экологии — «не до жиру — быть бы живу» и потому ручей Дьяконовский, впадающий в реку Сестра, нёс в неё воду кроваво-красного цвета.

После освобождения Клина 15 декабря 1941 года в городе начались восстановительные работы. Буквально в первые недели были ликвидированы немецкие захоронения в городской черте, возле Торговых рядов, у школы № 4, возле Успенской церкви на ул. Крестьянская и в частном секторе. После эксгумации, останки были вывезены через поселок X Октября и захоронены рядом с Золинской дорогой в лесу. Позднее, уже в 60-е годы, для работников кирпичного завода вблизи этого места, были выделены земельные участки для садовых участков, которые в настоящее время называются садоводческим товариществом «Дружба».

В 1948 году на посёлке открылась четырехклассная школа № 7, а в 1958 году семилетняя школа № 11.

В послевоенное время посёлок начал расширяться, в город потянулись люди из разрушенных деревень. Появились новые улицы и новые предприятия — «Райклинпитание» со складами овощей и квасной пункт в районе Напруговской дороги, где в огромных чанах квасили капусту. Предприятие «Райклинпитание» входило в городской трест столовых. На своих площадях наладило выпечку печенья и изготовление конфет.

В конце ул. Горького возле леса разместилось предприятие «Горкомхоза». В первое время там было много лошадей и имелся собственный покос, через дорогу — хранилище для сена. В конце улицы Лесопарковая открылся филиал завода «Лаборприбор» по выпуску лабораторной посуды.

На посёлке долгое время был только один продуктовый магазин.

Отработанные глиняные карьеры городские власти начали использовать как свалку мусора и самая первая из них находилась напротив «Горкомхоза», а после её заполнения свалка переместилась в сторону посёлка ЗРК, на Алексинском карьере в то время ещё шла добыча песка.

Посёлок в конце улицы Лесопарковая, где в дальнейшем разместится пятое отделение совхоза «Слободской» с овощеводческим и птицеводческим хозяйством, назывался — ЗРК и возможно это название было связано с пленными венграми, которых после освобождения города привлекли для восстановления кирпичного завода, а затем и для работы на нём. Их жилой барак располагался возле леса, невдалеке от добычных карьеров. Поэтому вполне вероятно, что в документах это место проходило как место расположения Заводской Рабочей Команды — З.Р.К. Но уже в 1955 году последние венгры покинули СССР, а это место заняли другие прибывшие работники.

Для всех мальчишек посёлка, общепринятым местом сборов и игр была поляна в лесу в конце Талицкого проезда. Здесь играли в футбол, «расшибок», качались на тарзанках, жгли костры и пекли картошку.

В 50-60 годы все склоны оврагов, пустырей и даже охранная зона ЛЭП были засажены картофелем. В середине 60-х годов на этой поляне было сооружено здание лесничества, а в последствии «Лесхоза».

Также посёлок X Октября был славен тем, что всё теплое время года здесь паслось городское коровье стадо. Пастух дядя Гриша с самого раннего утра собирал от жителей на городских улицах на выпас коров и гнал стадо в лес по улице Горького. Вечером стадо возвращалось в город и по мере прохождения по улицам бурёнки разбирались хозяевами на вечернюю дойку.

В середине 40-х годов в Клину начало работу пассажирское автохозяйство – ПАХ. В конце августа 1945 года первые машины, приспособленные для перевозки людей, повезли первых пассажиров с Советской площади до поселка 31 Октября. Затем начали открываться для перевозок и другие маршруты, и на посёлке X Октября были реализованы три маршрута: № 3,11 и 12. И поехали по посёлку красно-желтые автобусы ЗИС-155 с кондуктором на боковом сиденье. Оплата за проезд в то время была зональная и только с 1961 года стоимость проезда установилась для всех маршрутов одинаковой — 5 копеек. Автобусы частенько, особенно в зимнее время, не могли осилить подъём на пос. X Октября от Дмитровского моста и пассажирам приходилось буквально выталкивать автобус до самого магазина наверху.

Материал Владимира Никанорова, фото Василия Кузьмина

3 389 просмотров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close

Рубрики